У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

объясняя некоторые тайны человеческого организма. В связи с этим следует

напомнить, что «канат» упоминается не только на первой ступени посвящения. Он

снова возникает при изложении обязанностей третьей ступени, где фигурирует уже в

иной ипостаси и связывается с рабочим инструментом Мастера-масона, который

воздействует на центральную ось. И, наконец, он упоминается на ступени

Королевской Арки как нить, или линия жизни. Уже по тому лишь, что «канат»

периодически оказывается в центре внимания, можно заключить, что за этим

символом скрывается какое-то очень важное понятие, суть которого необходимо

постичь.

Прежде всего следует вспомнить то, что уже было сказано о человеческом организме

как о сложном существе, состоящем из нескольких тел (физического, эфирного,

эмоционального и ментального), составляющих единое синтетическое целое. Каждое

из этих тел состоит из материи различной плотности — грубой или тонкой — и,

следовательно, с разной частотою вибраций; но все они управляются центральным

божественным принципом, который может и не проявляться во внешнем сознательном

разуме (хотя у некоторых людей он может действовать не только тайно, но и в виде

более или менее активного «высшего сознания»).

Таким образом, строение человека можно уподобить сервизу из нескольких

стеклянных стаканов разной величины, вставленных один в другой. Внутри

центрального, самого внутреннего стакана горит нечто вроде лампады — это и есть

наивысший центральный принцип. Стекло, из которого сделаны эти стаканы, разной

толщины и чистоты, в зависимости от того, насколько далеко стакан отстоит от

центра. К тому же некоторые из них могут быть не слишком чистыми или же не

совсем точно подходить по форме к другим стаканам. Разумеется, чем стакан

несовершеннее по форме, грязнее и непрозрачнее, тем труднее пробиться сквозь его

стекло свету лампады; и если такой стакан окажется где-нибудь посередине, он

способен скрыть свет от всех остальных, более удаленных от центра. Этот

наглядный пример еще раз доказывает необходимость очищения всех составляющих

человека оболочек; для беспрепятственного проникновения внутреннего Света он

должен быть «совершенным во всех своих частях». Уильям Блейк однажды справедливо

заметил: «Если ворота человеческого восприятия как следует прочистить, оно

станет безграничным; но человек сам держит себя в заточении и потому вынужден

смотреть на мир сквозь узкие щели своей собственной пещеры».

И еще один пример. Сложную человеческую структуру можно сравнить с

концентрическими слоями, или оболочками, составляющими луковицу растения

(например, гиацинта или того же лука). Здесь все оболочки одинаково чисты и

идеально пригнаны друг к другу; поэтому луковица совершенна во всех своих частях

(или оболочках), и если посадить ее в землю, то можно надеяться, что она должным

образом исполнит главный закон своей собственной природы: ее жизненная сила

разорвет первоначальную оболочку и создаст (уже не под землею, но в воздухе)

качественно новую надстройку, которую увенчает цветок. Это и будет «венец жизни»

луковицы, или вершина ее развития. То же самое требуется и от человека, и, как

мы уже показали, именно этому учит масонство своих последователей. Но человек (в

отличие от луковицы) обладает свободой воли и потому может либо исполнять, либо

нарушать законы природы. Сейчас люди в большинстве своем следуют путем их

неисполнения и потому, потворствуя своим извращенным желаниям и неверно

направленным мыслям, загрязняют и деформируют собственные оболочки. Отсюда и та

духовная темнота, в которую погружен человек, и его подверженность разного рода

болезням. Свет центрального принципа не в силах пробиться сквозь замутненные

оболочки, дабы озарить разум человека и взять на себя руководство его

стремлениями и действиями. Тело человеческое становится для него тюрьмою.

Центральный принцип видит, думает и знает только через посредство замутненных

внешних оболочек, что и является причиной возникновения иллюзии и нашего

блуждания в потемках.

И, наконец, последний пример. Обратимся к хорошо знакомому поучительному эпизоду

из Евангелия, где поднявшаяся на озере буря грозила потопить лодку с людьми,

главный среди которых в это время «спал на корме». Лодка в данном случае

символизирует человеческий организм, а люди в лодке — различные составляющие и

способности человека, включая все еще непробужденный высший принцип, пребывающий

пока в глубине («на корме» лодки). Но эмоциональное