объясняя некоторые тайны человеческого организма. В связи с этим следует
напомнить, что «канат» упоминается не только на первой ступени посвящения. Он
снова возникает при изложении обязанностей третьей ступени, где фигурирует уже в
иной ипостаси и связывается с рабочим инструментом Мастера-масона, который
воздействует на центральную ось. И, наконец, он упоминается на ступени
Королевской Арки как нить, или линия жизни. Уже по тому лишь, что «канат»
периодически оказывается в центре внимания, можно заключить, что за этим
символом скрывается какое-то очень важное понятие, суть которого необходимо
постичь.
Прежде всего следует вспомнить то, что уже было сказано о человеческом организме
как о сложном существе, состоящем из нескольких тел (физического, эфирного,
эмоционального и ментального), составляющих единое синтетическое целое. Каждое
из этих тел состоит из материи различной плотности — грубой или тонкой — и,
следовательно, с разной частотою вибраций; но все они управляются центральным
божественным принципом, который может и не проявляться во внешнем сознательном
разуме (хотя у некоторых людей он может действовать не только тайно, но и в виде
более или менее активного «высшего сознания»).
Таким образом, строение человека можно уподобить сервизу из нескольких
стеклянных стаканов разной величины, вставленных один в другой. Внутри
центрального, самого внутреннего стакана горит нечто вроде лампады — это и есть
наивысший центральный принцип. Стекло, из которого сделаны эти стаканы, разной
толщины и чистоты, в зависимости от того, насколько далеко стакан отстоит от
центра. К тому же некоторые из них могут быть не слишком чистыми или же не
совсем точно подходить по форме к другим стаканам. Разумеется, чем стакан
несовершеннее по форме, грязнее и непрозрачнее, тем труднее пробиться сквозь его
стекло свету лампады; и если такой стакан окажется где-нибудь посередине, он
способен скрыть свет от всех остальных, более удаленных от центра. Этот
наглядный пример еще раз доказывает необходимость очищения всех составляющих
человека оболочек; для беспрепятственного проникновения внутреннего Света он
должен быть «совершенным во всех своих частях». Уильям Блейк однажды справедливо
заметил: «Если ворота человеческого восприятия как следует прочистить, оно
станет безграничным; но человек сам держит себя в заточении и потому вынужден
смотреть на мир сквозь узкие щели своей собственной пещеры».
И еще один пример. Сложную человеческую структуру можно сравнить с
концентрическими слоями, или оболочками, составляющими луковицу растения
(например, гиацинта или того же лука). Здесь все оболочки одинаково чисты и
идеально пригнаны друг к другу; поэтому луковица совершенна во всех своих частях
(или оболочках), и если посадить ее в землю, то можно надеяться, что она должным
образом исполнит главный закон своей собственной природы: ее жизненная сила
разорвет первоначальную оболочку и создаст (уже не под землею, но в воздухе)
качественно новую надстройку, которую увенчает цветок. Это и будет «венец жизни»
луковицы, или вершина ее развития. То же самое требуется и от человека, и, как
мы уже показали, именно этому учит масонство своих последователей. Но человек (в
отличие от луковицы) обладает свободой воли и потому может либо исполнять, либо
нарушать законы природы. Сейчас люди в большинстве своем следуют путем их
неисполнения и потому, потворствуя своим извращенным желаниям и неверно
направленным мыслям, загрязняют и деформируют собственные оболочки. Отсюда и та
духовная темнота, в которую погружен человек, и его подверженность разного рода
болезням. Свет центрального принципа не в силах пробиться сквозь замутненные
оболочки, дабы озарить разум человека и взять на себя руководство его
стремлениями и действиями. Тело человеческое становится для него тюрьмою.
Центральный принцип видит, думает и знает только через посредство замутненных
внешних оболочек, что и является причиной возникновения иллюзии и нашего
блуждания в потемках.
И, наконец, последний пример. Обратимся к хорошо знакомому поучительному эпизоду
из Евангелия, где поднявшаяся на озере буря грозила потопить лодку с людьми,
главный среди которых в это время «спал на корме». Лодка в данном случае
символизирует человеческий организм, а люди в лодке — различные составляющие и
способности человека, включая все еще непробужденный высший принцип, пребывающий
пока в глубине («на корме» лодки). Но эмоциональное