сломается, либо его унесет ветром. Равным образом и в
случае разрыва человеческого «каната» наступает смерть, и составляющие его
природу части остаются каждая на соответствующем ей уровне.
В Библии этот «канат» называется «серебряною нитью». Процитирую хорошо известный
фрагмент: «Или когда развяжется серебряная нить и разобьется золотая чаша, тогда
тело вернется к земле, а дух — к Богу, его породившему». «Серебро» — это
технический эзотерический термин, обозначающий психическую субстанцию, тогда как
«золото» означает материю духовную, а «железо» или «медь» — физическую. В
физиологическом плане психическому «канату» соответствует пуповина, соединяющая
ребенка с матерью. А в церковной символике его аналогом является пояс, который
носят еврейские первосвященники, а также христианские священники и монахи.
Каждый человек обладает подобным «канатом», хотя зачастую и не подозревает об
этом. Он вступает в действие главным образом во сне, когда отдельные
составляющие человека в той или иной мере отдаляются друг от друга. Мастер,
однако же, свободен от всех несовершенств, присущих обычному человеку. В отличие
от него, он видит, чувствует и контролирует все свои части и остается в полном
сознании, независимо от того, бодрствует ли его физическое тело или же погружено
в сон. Он может по собственному желанию переключать сознание с обычной для нас
мирской деятельности на сверхфизическую. Он способен действовать в отдалении от
своего физического тела как на земном, так и на других, более высоких ступенях
космической лестницы. Длина его «каната» практически не ограничена; по мере
удаления тонкого тела он просто «раскручивается», подобно бечевке воздушного
змея, всё более удаляясь от центральной оси. Благодаря этому Мастер-масон
способен в буквальном смысле путешествовать в своем тонком теле, а затем по
собственному желанию воссоединяться со своим физическим телом, вновь оживляя
его. В свете вышесказанного становится понятным, почему каждый Мастер обязан
откликаться на все просьбы и призывы, исходящие из всех других Лож
Мастеров-масонов, если они находятся на расстоянии, не превышающем «длину
каната». Нетрудно догадаться, что местонахождение этих Лож в данном случае
определяется не физической их удаленностью, но досягаемостью на эфирном уровне.
Чтобы яснее представить себе возможности Мастера в этом плане, достаточно будет
вспомнить случаи «раздвоения», прохождения сквозь стены и появления на
расстоянии, описанные в Евангелии. Это типичные проявления выдающихся
способностей, коими обладает каждый Мастер.
Символ «каната», следовательно, важен для каждого вдумчивого Каменщика прежде
всего тем, что помогает ему лучше понять собственную природу и заранее
представить характер той работы, которую ему предстоит выполнять в будущем,
когда он станет достаточно хорошо подготовленным к ней. И не беда, если эта
работа покажется ему сегодня абсолютно нереальной и непосильной. Как искусный
архитектор использует всё тот же канат для того, чтобы разметить место будущего
строительства, так и всякий компетентный строитель духовного тела прежде всего
раскручивает свою «серебряную нить», дабы научиться осознанно действовать на
сверхфизических уровнях восходящей лестницы жизни и постичь природу той
надстройки, которую он намеревается возвести.
Важность символа «каната» состоит еще и в том, что он обязательно фигурирует в
ритуале принятия в наш Орден каждого нового кандидата на церемониальное
посвящение. Ибо каждое истинное посвящение тоже предполагает использование
«серебряной нити» (на сей раз уже настоящей, а не символической), или линии
жизни, поскольку такое посвящение всегда происходит в тот момент, когда
физическое тело погружено в сон или в транс и временно освободившееся от него
сознание получает возможность вознестись на вышестоящий уровень. Впоследствии
оно, конечно же, возвращается оттуда к физическому организму, мозговой и нервный
центры которого при этом преображаются, просветляются и обретают качественно
новую, ранее недосягаемую восприимчивость. Любой проницательный масон
Королевской Арки без труда догадается, каким образом сия истина драматически
изображается в церемониях его ступени.
На эту тему можно было бы сказать еще достаточно много. Ибо, если в
церемониальных системах — таких, как, например, масонство, — изображается (или,
вернее, происходит) только одно посвящение, в действительности каждый архитектор
собственной души следует от посвящения