в середине
лета и святого Иоанна Богослова в середине зимы — имеют особое значение для
деятельности духовных Каменщиков; однако первый сейчас игнорируется, а второй до
крайности опошлен. Было бы неплохо, если бы Братья задумались над этим. И если
Орден со временем сможет лучше понять собственные цели и учения, эти
благоприятные дни еще послужат на благо как индивидуальной, так и коллективной
масонской работы.
Учение о ветре сопровождается в наставительной лекции напоминанием об исходе
израильтян из египетского рабства под предводительством их Мастера — Моисея,
который вызвал сильный восточный ветер, разделивший воды Красного моря и тем
самым позволивший евреям благополучно уйти от преследователей, после чего
сомкнувшиеся волны поглотили фараона и посланное им в погоню египетское войско.
Значение этого эпизода тоже непонятно большинству наших Братьев, ибо у них нет
ключа, а без ключа трудно проследить его прямую связь с масонством. В самом
деле, воды Красного моря гораздо глубже, чем та лужа, в которой барахтается
рядовой разум. Но все, кто достаточно хорошо разбирается в науке посвящений,
непременно поймут, что за этим удивительным библейским событием кроется другое,
не менее удивительное событие, которое рано или поздно происходит в жизни
каждого стремящегося реализовать собственное духовное предназначение.
Я имею в виду тот великий перелом, который неминуемо предстоит пережить каждой
человеческой душе, страстно желающей окончательно освободиться от ига плоти. Это
высокое стремление ученика позволяет Мастеру (и это было обязательным элементом
древних мистерий) разделить его внутреннюю органическую структуру таким образом,
что его сознание навсегда освобождается от чувственных оков. «Разделяемые» при
этом «воды» представляют собою не что иное, как уже упомянутое ранее текучее
тонкое тело эмоций и желаний, при обычных обстоятельствах играющее роль
непреодолимого барьера между высшими и низшими компонентами человеческой
природы. «Кто освободит меня, несчастного, от этого тела смерти?» — вопрошает
тот, кто в конце концов приблизился к сему освобождению. «Тело смерти» и есть те
низшие элементы нашей природы, которые удерживают сознание в Духе, не позволяя
ему спуститься вниз. Но, как мы уже говорили, опытный Мастер-адепт способен
разделять его, так как владеет ключами от жизни и смерти (то есть от сознания и
бессознательности Духа). Разделение вод, в таком случае, означает освобождение
высшей природы ученика от тирании низшей. Пройдя полосу разделенных вод, он
становится свободным от ига рабства, наложенного на него материальной оболочкой,
подобно тому, как жестокий фараон поработил народ Моисея. И даже если прежние
материалистические привычки и представления продолжают преследовать его,
временно разделенные воды снова смыкаются над ними, возвращаясь на прежнее
место, и хоронят их под своею толщею, к великой радости отныне свободного
ученика.
Вот что происходит в момент истинного посвящения; но достигнуть этого можно
только под руководством настоящего Мастера, равного Моисею. Тем, кому неведомы
глубинные аспекты науки посвящений, эти кратко изложенные пояснения (а объем и
цель книги не позволяют сделать их более подробными) могут показаться чересчур
неправдоподобными. Но что же тогда говорить о еще более сокровенных истинах,
столь же хитроумно зашифрованных в масонских символах и текстах? Очевидно, что
составлявшие нашу систему возвышенных учений хорошо знали все эти истины и могли
бы многое поведать о них, но они намеренно избрали путь намеков и иносказаний,
дабы каждый вдумчивый масон мог сам дойти до сути, призвав на помощь собственный
интеллект, интуицию и проницательность.
ПОИСК УЧИТЕЛЯ
Каждый новоприбывший Брат очень скоро узнаёт, что его масонским долгом является
поиск Мастера, который посвятил бы его в суть масонского учения. Многие считают
при этом, что им достаточно познакомиться с Мастером из собственной Ложи и
вызубрить с его помощью все предписанные ритуалы и лекции, и тогда их долг будет
полностью исполнен. И если церемониальное масонство — всё, что им нужно, то они,
безусловно, правы, и больше им ничего не требуется. Но тем, кто всерьез решил
приобщиться к науке, для которой церемониальное масонство является лишь
преддверием, пожалуй, будет небезынтересно ознакомиться с нижеследующими
рассуждениями.
Традиция тайной мудрости считает аксиомой то, что истинное посвящение может быть
принято только из рук человека,