который сам уже прошел через него. И столь же
самоочевидным считается то, что «если ученик готов, Учитель не заставит себя
ждать». Обе эти аксиомы можно порекомендовать для усвоения современному
масонскому ученику, поскольку и сегодня они актуальны ничуть не менее, нежели в
древности.
Поиск Мастера — непростая задача, но обычно толком его никто и не ищет.
«Спрашивай, ищи, стучись» — вот самое простое и ёмкое руководство к действию. Но
для того чтобы по-настоящему следовать ему, необходимо интенсивное и длительное
напряжение воли. Настоящий Мастер ни за что не объявит себя таковым. Ученик сам
должен найти его, узнать и признать всею душой; и вполне возможно, что перед
тем, как это случится, его будут одолевать жесточайшие сомнения относительно
подлинности статуса избранного им Мастера и своей собственной проницательности.
Вы можете тесно общаться с Мастером на протяжении многих лет, даже не
догадываясь об этом. Узнавание наступает лишь после установления духовной
близости и вибрационной гармонии — вследствие развития интуиции; а до тех пор,
пока этого не произошло, физическая личность Мастера значит для нас не больше
личности любого другого человека. В одном не приходится сомневаться: Мастер
успевает изучить нас вдоль и поперек задолго до того, как мы узнаем или даже
поймем, что ищем его.
В экзотерическом плане, согласно традициям практического масонства, молодой
человек, желающий вступить в гильдию Строителей, должен сперва найти
Мастера-масона, который согласился бы взять его к себе в подмастерья. Далее на
протяжении семи лет ученик должен находиться при Мастере, который отвечает
теперь за его содержание и обучение. В точности такой же метод используется и в
духовном зодчестве. Мастера следует искать и найти; и если ученик будет признан
и принят, ему надлежит служить и беспрекословно повиноваться своему Мастеру в
течение примерно такого же испытательного срока. Мастер, в свою очередь, реально
(а не номинально) отвечает за удовлетворение духовных потребностей ученика.
Связь между Учителем и учеником ни в коем случае не должна рассматриваться как
нечто временное или номинальное; это может быть только самая тесная близость и
самая серьезная и бескорыстная ответственность за подлинно духовное воспитание
ученика. Более того, подмастерье должен духовно слиться со своим Мастером.
Согласно красивому и трогательному сравнению величайшего из Мастеров, как курица
собирает под крылышко своих цыплят, так и ученик должен искать покровительства
Учителя, стремясь стать частью своего духовного наставника. Истинное посвящение
(вернее, цепь посвящений), о котором мечтает каждый искренний ученик, не может
быть достигнуто без предварительного установления этой тесной, неразрывной
связи.
Во времена древних мистерий Мастера чаще всего можно было найти в уединенной
келье при какомлибо храме, поскольку посвящения были тогда общественно
признанным институтом. И хотя на Востоке никакой официальной организации,
занимавшейся устройством посвящений, не существовало, все-таки и в прошлом, и в
настоящем поиск Мастера был и остается обязанностью каждого претендента, одною
из многочисленных проверок его искренности и настойчивости. На Востоке Мастера
называют гуру (и роль его определяют как «снятие завесы мрака с духовных глаз
ученика»), а его признанного ученика — словом чела, духовным ребенком (именно
поэтому святой Иоанн обращается к своим ученикам, как к «малым детям»). Древнее
санскритское слово «гуру» перешло из Индии в Малую Азию и Грецию, где в
несколько искаженной форме превратилось в окончание имен таких прославленных
посвященных древности, как Протагор, Анаксагор, Пифагор. Причем имя последнего
из названных посвященных буквально расшифровывается как Питта- (или Pater-)
Гуру, то есть Учитель, или Отец-Учитель, кем он, собственно, и был в дни своей
жизни. Связь между наукою посвящений и титулом Гуру подтверждается еще и тем,
что это почетное звание сохранилось как в еврейской, так и в масонской традиции
в виде имени Хирама Абиффа (в писаниях встречаются также и другие варианты
передачи этого имени — Хурам или Курам Абифф), означающего в точности то же
самое, что и имя Пифагора — «Отец-Учитель», или, иначе, «Учитель [пришедший] от
Отца». Египетская форма имени Хирам — Гермес; а Гермес, как известно, — учитель
тайной, «герметической» науки и мудрости, вследствие чего каждому ученику
настоятельно рекомендуется изучить два очень важных древних трактата