У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

который сам уже прошел через него. И столь же

самоочевидным считается то, что «если ученик готов, Учитель не заставит себя

ждать». Обе эти аксиомы можно порекомендовать для усвоения современному

масонскому ученику, поскольку и сегодня они актуальны ничуть не менее, нежели в

древности.

Поиск Мастера — непростая задача, но обычно толком его никто и не ищет.

«Спрашивай, ищи, стучись» — вот самое простое и ёмкое руководство к действию. Но

для того чтобы по-настоящему следовать ему, необходимо интенсивное и длительное

напряжение воли. Настоящий Мастер ни за что не объявит себя таковым. Ученик сам

должен найти его, узнать и признать всею душой; и вполне возможно, что перед

тем, как это случится, его будут одолевать жесточайшие сомнения относительно

подлинности статуса избранного им Мастера и своей собственной проницательности.

Вы можете тесно общаться с Мастером на протяжении многих лет, даже не

догадываясь об этом. Узнавание наступает лишь после установления духовной

близости и вибрационной гармонии — вследствие развития интуиции; а до тех пор,

пока этого не произошло, физическая личность Мастера значит для нас не больше

личности любого другого человека. В одном не приходится сомневаться: Мастер

успевает изучить нас вдоль и поперек задолго до того, как мы узнаем или даже

поймем, что ищем его.

В экзотерическом плане, согласно традициям практического масонства, молодой

человек, желающий вступить в гильдию Строителей, должен сперва найти

Мастера-масона, который согласился бы взять его к себе в подмастерья. Далее на

протяжении семи лет ученик должен находиться при Мастере, который отвечает

теперь за его содержание и обучение. В точности такой же метод используется и в

духовном зодчестве. Мастера следует искать и найти; и если ученик будет признан

и принят, ему надлежит служить и беспрекословно повиноваться своему Мастеру в

течение примерно такого же испытательного срока. Мастер, в свою очередь, реально

(а не номинально) отвечает за удовлетворение духовных потребностей ученика.

Связь между Учителем и учеником ни в коем случае не должна рассматриваться как

нечто временное или номинальное; это может быть только самая тесная близость и

самая серьезная и бескорыстная ответственность за подлинно духовное воспитание

ученика. Более того, подмастерье должен духовно слиться со своим Мастером.

Согласно красивому и трогательному сравнению величайшего из Мастеров, как курица

собирает под крылышко своих цыплят, так и ученик должен искать покровительства

Учителя, стремясь стать частью своего духовного наставника. Истинное посвящение

(вернее, цепь посвящений), о котором мечтает каждый искренний ученик, не может

быть достигнуто без предварительного установления этой тесной, неразрывной

связи.

Во времена древних мистерий Мастера чаще всего можно было найти в уединенной

келье при какомлибо храме, поскольку посвящения были тогда общественно

признанным институтом. И хотя на Востоке никакой официальной организации,

занимавшейся устройством посвящений, не существовало, все-таки и в прошлом, и в

настоящем поиск Мастера был и остается обязанностью каждого претендента, одною

из многочисленных проверок его искренности и настойчивости. На Востоке Мастера

называют гуру (и роль его определяют как «снятие завесы мрака с духовных глаз

ученика»), а его признанного ученика — словом чела, духовным ребенком (именно

поэтому святой Иоанн обращается к своим ученикам, как к «малым детям»). Древнее

санскритское слово «гуру» перешло из Индии в Малую Азию и Грецию, где в

несколько искаженной форме превратилось в окончание имен таких прославленных

посвященных древности, как Протагор, Анаксагор, Пифагор. Причем имя последнего

из названных посвященных буквально расшифровывается как Питта- (или Pater-)

Гуру, то есть Учитель, или Отец-Учитель, кем он, собственно, и был в дни своей

жизни. Связь между наукою посвящений и титулом Гуру подтверждается еще и тем,

что это почетное звание сохранилось как в еврейской, так и в масонской традиции

в виде имени Хирама Абиффа (в писаниях встречаются также и другие варианты

передачи этого имени — Хурам или Курам Абифф), означающего в точности то же

самое, что и имя Пифагора — «Отец-Учитель», или, иначе, «Учитель [пришедший] от

Отца». Египетская форма имени Хирам — Гермес; а Гермес, как известно, — учитель

тайной, «герметической» науки и мудрости, вследствие чего каждому ученику

настоятельно рекомендуется изучить два очень важных древних трактата