У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

о науке

посвящений: «Поймандр» Гермеса и «Пастырь Гермы».*

__________

* Слово «пастырь» в библейской и вообще древней традиции означает «посвящающий»,

или «иерофант». Отсюда и такие выражения, как «Добрый Пастырь», «Великий

Пастырь», «Господь — мой Пастырь» и т.д. Под «Пастырями, охраняющими стада

свои», во времена Рождества Христова подразумевались не поселяне-скотоводы, но

духовные адепты, ответственные каждый за свою группу готовящихся к посвящению

учеников.

Настоящий Мастер, хотя и радуется достойному ученику, но в обязательном порядке

подвергает каждого кандидата достаточно жестким испытаниям, прежде чем принять и

признать его. Мастер способен «видеть человека насквозь», и никаким лицемерием

его невозможно ввести в заблуждение. Ему известны мысли и стремления каждого,

кто приходит к нему за просветлением, и потому он может безошибочно судить,

насколько подготовлен тот или иной кандидат к предстоящей ему в случае признания

работе и насколько искренне он к ней стремится. В качестве наглядного (и к тому

же весьма назидательного для тех, от кого зависит прием в масонский Орден новых

членов) примера подобной проницательности я могу поведать одну известную мне

историю, имевшую место в Индии.

Молодой человек пришел к одному почтенному Учителю и попросил, чтобы тот сделал

его своим учеником и подготовил к посвящению. Он уверял, что хочет найти Свет и

самолично узреть Бога. Старый мудрец смерил пришедшего испытующим взглядом,

определил его внутреннее состояние и убедился в том, что, хотя его просьбу

нельзя было назвать неискренней, все же он был не совсем готов к принятию

посвящения, так как еще не полностью отрешился от земных привязанностей и

чувственных удовольствий. Откровенно рассказав молодому человеку о своих

сомнениях, Учитель доброжелательно, но в то же время решительно предложил ему

повременить со своим намерением и вернуться к нему спустя два года. По

прошествии указанного срока молодой человек пришел снова и увидел, что старый

Мастер купается в реке, протекающей у границ его сада. Стоя на берегу, молодой

человек снова повторил свою просьбу, но Учитель, заглянув в его сердце, заметил,

что оно по-прежнему не в силах выбрать между велениями внешней и внутренней

жизни. Однако, отдавая дань настойчивости молодого человека, мудрец предложил

ему войти в реку, а затем, возложив ладонь на его голову, осторожно пригнул его

вниз и заставил скрыться под водою. Разумеется, уже через несколько секунд юноша

вырвался на поверхность, чтобы глотнуть воздуха. «Почему ты не остался в воде?»

— спросил Учитель. — «Потому что мне нечем было дышать и я хотел выбраться на

воздух». — «Так вот, когда ты почувствуешь, — сказал ему Учитель, — что твое

стремление к Богу и к внутреннему Свету так же неодолимо, как и твое стремление

дышать, тогда приходи ко мне снова, и твое желание исполнится. Но сейчас это

далеко не единственное желание твоей души, а получить всё сразу невозможно». И

подобно другому несостоявшемуся ученику из Евангелия, наш молодой человек

«отошел с печалью», однако впоследствии он все же нашел своего Учителя и получил

от него необходимые на данный момент наставления.

Но как же и где же ученикам искать Учителей, если они всё время пребывают в

уединении или не раскрывают своей сущности? Прежде всего, ученику можно

посоветовать вести поиск как во внешнем мире, так и в себе самом. Следует

обращать внимание на каждое, пусть даже самое обыденное событие, вглядываться в

каждого встречного — быть может, именно он несет в себе ответ или хотя бы намек

на него. Успех поиска напрямую зависит от его интенсивности. «Ищите и обрящете»

— это вовсе не пустые слова. Но не следует ожидать встречи с кем-то нарочито

ученым или необычно выглядящим; равно как не следует надеяться и на то, что

найденный Мастер вкратце изложит вам всю истину за какую-нибудь пару часов.

Конечная истина вообще не может быть передана от человека к человеку в устной

форме, поскольку она существует в каждом из нас, и задача состоит лишь в том,

чтобы отыскать и высвободить ее. Сократ, который тоже был Мастером, хотя его

матерью была простая повитуха, часто шутил, что унаследовал от нее

профессиональный талант способствовать появлению на свет истины, помогая ей

рождаться в головах его знакомых. Следуя той же самой логике, средневековые

учителя говорили о «руке повитухи», способствующей скорее извлечению истины из

голов самих учеников, нежели внедрению оной в их головы. В каждом