о науке
посвящений: «Поймандр» Гермеса и «Пастырь Гермы».*
__________
* Слово «пастырь» в библейской и вообще древней традиции означает «посвящающий»,
или «иерофант». Отсюда и такие выражения, как «Добрый Пастырь», «Великий
Пастырь», «Господь — мой Пастырь» и т.д. Под «Пастырями, охраняющими стада
свои», во времена Рождества Христова подразумевались не поселяне-скотоводы, но
духовные адепты, ответственные каждый за свою группу готовящихся к посвящению
учеников.
Настоящий Мастер, хотя и радуется достойному ученику, но в обязательном порядке
подвергает каждого кандидата достаточно жестким испытаниям, прежде чем принять и
признать его. Мастер способен «видеть человека насквозь», и никаким лицемерием
его невозможно ввести в заблуждение. Ему известны мысли и стремления каждого,
кто приходит к нему за просветлением, и потому он может безошибочно судить,
насколько подготовлен тот или иной кандидат к предстоящей ему в случае признания
работе и насколько искренне он к ней стремится. В качестве наглядного (и к тому
же весьма назидательного для тех, от кого зависит прием в масонский Орден новых
членов) примера подобной проницательности я могу поведать одну известную мне
историю, имевшую место в Индии.
Молодой человек пришел к одному почтенному Учителю и попросил, чтобы тот сделал
его своим учеником и подготовил к посвящению. Он уверял, что хочет найти Свет и
самолично узреть Бога. Старый мудрец смерил пришедшего испытующим взглядом,
определил его внутреннее состояние и убедился в том, что, хотя его просьбу
нельзя было назвать неискренней, все же он был не совсем готов к принятию
посвящения, так как еще не полностью отрешился от земных привязанностей и
чувственных удовольствий. Откровенно рассказав молодому человеку о своих
сомнениях, Учитель доброжелательно, но в то же время решительно предложил ему
повременить со своим намерением и вернуться к нему спустя два года. По
прошествии указанного срока молодой человек пришел снова и увидел, что старый
Мастер купается в реке, протекающей у границ его сада. Стоя на берегу, молодой
человек снова повторил свою просьбу, но Учитель, заглянув в его сердце, заметил,
что оно по-прежнему не в силах выбрать между велениями внешней и внутренней
жизни. Однако, отдавая дань настойчивости молодого человека, мудрец предложил
ему войти в реку, а затем, возложив ладонь на его голову, осторожно пригнул его
вниз и заставил скрыться под водою. Разумеется, уже через несколько секунд юноша
вырвался на поверхность, чтобы глотнуть воздуха. «Почему ты не остался в воде?»
— спросил Учитель. — «Потому что мне нечем было дышать и я хотел выбраться на
воздух». — «Так вот, когда ты почувствуешь, — сказал ему Учитель, — что твое
стремление к Богу и к внутреннему Свету так же неодолимо, как и твое стремление
дышать, тогда приходи ко мне снова, и твое желание исполнится. Но сейчас это
далеко не единственное желание твоей души, а получить всё сразу невозможно». И
подобно другому несостоявшемуся ученику из Евангелия, наш молодой человек
«отошел с печалью», однако впоследствии он все же нашел своего Учителя и получил
от него необходимые на данный момент наставления.
Но как же и где же ученикам искать Учителей, если они всё время пребывают в
уединении или не раскрывают своей сущности? Прежде всего, ученику можно
посоветовать вести поиск как во внешнем мире, так и в себе самом. Следует
обращать внимание на каждое, пусть даже самое обыденное событие, вглядываться в
каждого встречного — быть может, именно он несет в себе ответ или хотя бы намек
на него. Успех поиска напрямую зависит от его интенсивности. «Ищите и обрящете»
— это вовсе не пустые слова. Но не следует ожидать встречи с кем-то нарочито
ученым или необычно выглядящим; равно как не следует надеяться и на то, что
найденный Мастер вкратце изложит вам всю истину за какую-нибудь пару часов.
Конечная истина вообще не может быть передана от человека к человеку в устной
форме, поскольку она существует в каждом из нас, и задача состоит лишь в том,
чтобы отыскать и высвободить ее. Сократ, который тоже был Мастером, хотя его
матерью была простая повитуха, часто шутил, что унаследовал от нее
профессиональный талант способствовать появлению на свет истины, помогая ей
рождаться в головах его знакомых. Следуя той же самой логике, средневековые
учителя говорили о «руке повитухи», способствующей скорее извлечению истины из
голов самих учеников, нежели внедрению оной в их головы. В каждом