самым выдающимся из которых является, пожалуй, собрание
красноречивых и поучительных рассуждений, имя которому — Божественный «Поймандр»
Гермеса. И это, и многие другие сочинения именуются «нагорными проповедями»
вовсе не потому, что связаны с какой-либо конкретной возвышенностью, но лишь в
силу того, что повествуют о вещах духовных, присущих высшему уровню мышления и
деятельности, на котором должен жить каждый посвященный. Следовательно, в данном
случае «гора» — это посвящение, то единственное состояние, в котором чувства
умолкают и дух человеческий может постигать высшие истины.
О том, насколько уровень мышления и деятельности посвященного превосходит
возможности обыкновенного человека, можно судить хотя бы по тому, что общество,
каким бы цивилизованным оно ни было, не в состоянии ему соответствовать. Даже
церковь признает Нагорную Проповедь не совсем приемлемой для практического
применения в повседневной жизни. Ее называют теоретическим образцом
совершенства, к которому следует стремиться, но даже церковники согласны с тем,
что Нагорная Проповедь не во всём соответствует нашему сложному общественному
устройству, всех реалий которого никак не мог предвидеть заранее ее автор; и
потому, хотя она и совершенна как теоретический идеал добродетели, в
практической жизни допустимы и неизбежны некоторые отклонения от ее заповедей. И
со своей приземленной точки зрения они абсолютно правы. Непросветленный мир
действительно не в состоянии в точности следовать установлениям Нагорной
Проповеди. Но не следует забывать и о том, что сие возвышенное учение никогда не
предназначалось для широкой публики. Оно было изначально адресовано лишь тем
немногим, кто уже перерос и потому отверг идеалы внешнего мира и кто ищет
посвящения в новую, более совершенную жизнь, которая во всем противоречит их
прежней мудрости.
В свою очередь, истинному посвященному необходимо во что бы то ни стало
придерживаться духа и буквы этого учения, даже в ущерб собственным физическим
интересам; и пока его праведность не превзойдет общепринятые представления о
добропорядочном образе жизни, он не сможет в полной мере понять ту цель, к
которой стремится. Следовательно, вся жизнь истинного посвященного и тех, кто
искренне желает стать таковыми, неизбежно должна идти вразрез со стандартами и
методами всего остального мира, из-за чего возникает впечатление, будто
последний намеренно мстит за пренебрежение его законами и обычаями. И потому
каждый посвященный рискует уподобиться Хираму Абиффу, все попытки которого выйти
за ворота своего храма и вступить в контакт с внешним миром заканчивались
столкновениями с «разбойниками», гневом на него непосвященных за отказ от
соблюдения общепринятых условностей и назойливыми попытками выведать секрет его
превосходства. В этом кроется одна из причин молчания и таинственности, коими
окружают себя посвященные, а также требования соблюдения секретности для членов
масонского Ордена. Это своего рода самозащита, необходимость которой признавал и
христианский Мастер, говоря, что не следует бросать жемчуг перед теми, кто не в
состоянии его оценить, «чтобы они... обратившись, не растерзали вас».
Обычный, непосвященный человек следует путем самоутверждения и материального
накопления; он стремится закрепить за собою всё, что может получить от этого
мира — в том числе мудрость, знания и силу. И это его поведение нельзя назвать
ни ошибочным, ни предосудительным, поскольку он всего лишь следует закону
собственной природы — единственному закону, который он пока знает. Зачастую он
даже не догадывается о том, что может существовать еще и другая, более
возвышенная природа и какие-то иные законы, управляющие жизнью. Но посвященному
открыто и то и другое; и потому, чувствуя несомненное превосходство духа над
ограниченностью физического мира, он отвергает те идеалы, которых придерживаются
его менее просветленные собратья. Он живет на Горе и подчиняется закону Горы, и
там на него нисходят мудрость, благодать и сила, превосходящие всё, о чем только
может мечтать непосвященное большинство. Великий Мастер называет посвященных
«солью земли», ибо без их облагораживающего присутствия мир погрузится в еще
большую скверну, нежели сейчас. «Десять праведников (то есть посвященных) спасут
город», — так сказано о «городах на равнине», символизирующих всю цивилизацию в
целом.
Однако человек стремится (или должен стремиться) к посвящению в высшую жизнь и
даруемой им мудрости