до своей естественной смерти, но, напротив, помогают ему в
дальнейшем превратить это тело в более совершенный инструмент приближения к
наивысшей космической цели.
Как же описать сие новоприобретенное сознание, дабы у читателя сложилось о нем
более конкретное представление? Да никак — это попросту невозможно. Как
невозможно объяснить слепому от рождения, что такое зрение, или же находящемуся
в утробе матери младенцу — реалии внешнего мира, так и посвященный не может
объяснить, что такое царство Духа, тем, кто еще не родился в нем. Для того,
чтобы познать его, необходимо увидеть всё самому. Это — одна из величайших
мистерий, которая навсегда останется неописуемой и неизъяснимой, какие бы
наставления ни давались посвященными относительно меньших тайн. Можно, однако,
привести некоторые аналогии и аллегории, которые в состоянии подхлестнуть
воображение читателя и тем самым дать ему возможность самостоятельно
поразмыслить о сути и характере высшего сознания.
В своей предыдущей книге я уже говорил о том, что момент возвращения к Свету в
ходе посвящения третьей ступени, равно как и аналогичный момент в посвящении
Королевской Арки (отличающийся от первого лишь большею сложностью ритуала),
представляют собою не что иное, как попытку изобразить в драматической форме
расширение сознания, переживаемое претендентом во время истинного посвящения.
Великолепное литературное описание этого процесса предлагает нам одиннадцатая
глава великого индийского трактата о науке посвящений — «Бхагавадгиты» (более
известного европейскому читателю в прекрасном поэтическом переводе сэра Эдвина
Арнольда под названием «Божественная Песнь»). Другими примерами могут служить
видение Данте в «Раю» и библейская книга Откровения, написанная пророком,
пребывавшим «в духе вдень Господень». Китс очень точно представил себе суть
этого процесса, после чего написал в своем «Гиперионе»:
«И чувствую, как в Бога превращает
Меня громада знаний! Имена,
Деянья, подвиги, седые мифы,
Триумфы, муки, голоса вождей,
И жизнь, и гибель — это все потоком
Вливается в огромные пустоты
Сознанья и меня обожествляет,
Как будто я испил вина блаженных
И приобщен к бессмертью!»*
__________
* Отрывок из поэмы Дж. Китса «Гиперион» цит. в переводе Г.Кружкова, по кн.:
«Европейская романтическая поэзия», М.: «Московский рабочий», 1988. — Прим. ред.
В последние годы появилось немалое количество свидетельств и сообщений о личных
наблюдениях, подтверждающих возможность расширения сознания, подобного
вышеописанному. Одним из таких сообщений является посвященная мистической
стороне масонства компиляция под названием «Космическое сознание», автор
которой, д-р P. M. Бак, состоит в Братстве Каменщиков Америки. Эта проблема даже
подверглась экспериментальному изучению — ее исследовал знаменитый психолог,
ныне покойный профессор Уильям Джеймс, а также другие; и хотя подобных
искусственных способов возвышения сознания следует всячески избегать, так как
они могут быть очень опасны для экспериментатора и сам профессор Джеймс
признавал, что они обернулись для него весьма болезненными последствиями,
все-таки оставленное им описание того, что ныне известно как «откровения под
наркозом», было настолько ярким и талантливым, что будет вполне уместным
процитировать его в этой книге. Пожалуй, даже тот, кто достиг посвящения «на
законных основаниях» — вследствие естественного наполнения своей жизни чистотою
и святостью, а не умерщвляя своей плоти, отравляя ее веселящим газом, — не смог
бы точнее передать открывшуюся ему истину. Вот что он пишет:
«В этом ни с чем не сравнимом метафизическом просветлении взору открывается
Истина, лежащая в бездонных глубинах, которые мгновенно становятся
прозрачными, пропуская сквозь свою толщу ее ослепительный Свет. Разум
постигает все логические связи между вещами с такой быстротою, точностью и
очевидностью, что обычному сознанию трудно даже представить себе что-либо
подобное. Исчезает граница между центром и внешней оболочкой предметов. Эго и
его объекты, meum и tuum сливаются воедино. И первым результатом этого
просветления становится абсолютная, безграничная уверенность в том, что всё, в
чем вы были абсолютно и безгранично уверены раньше, — не более чем иллюзия и
заблуждение. Какие бы мысли или образы при этом ни возникали, все они
неизбежно подхватываются всё теми же логическими щипцами и органично
встраиваются в общее полотно доказательств