всё той же истины, суть которой
заключается в том, что все противоположности, сколько их ни есть в этом мире,
исчезают в высшем единстве, из которого все они исходят, что все так
называемые противоречия — на самом деле всего лишь различия, что различия эти
могут проявляться на разных уровнях, что все эти уровни имеют аналогичную
структуру, что сущность всего бытия заключена в неразрывной целостности и что
мы в буквальном смысле пребываем посреди Бесконечности. Этот процесс
распознавания противоречий совершенно не поддается описанию, поскольку они в
огромном множестве проносятся в просветленном разуме, подобно стремительному
вихрю».
У. Джеймс. «Воля к Вере»
Сравним теперь это описание приобщения к центральному Свету со свидетельством,
оставленным истинным посвященным.
«Весь мой дух как будто вырвался за ворота преисподней, и Бог принял его в
свои руки и в свое сердце. С чем сравнится это чувство? Разве что с
воскресением в последний день. Ибо я узрел — и говорю это со всем почтением —
глазами своего духа самого Бога. Я увидел то, каков Он — Бог, и то, почему Бог
именно таков, каков Он есть. Врата Божественных мистерий временами открывались
предо мною настолько широко, что за какую-нибудь четверть часа я успевал
увидеть и понять много больше, чем мог бы узнать за многие годы учебы в
университете. Я увидел и узнал Существо всех Существ, мироздание и хаос,
рождение Сына и продвижение Духа. Я увидел начало и первоисточник этого мира и
всех его творений. У самых истоков я разглядел Божественный мир, мир Ангелов,
Рай, а за ним следовал наш мир, погруженный во тьму. Я увидел начало добра и
зла, подлинный источник и суть каждого из них. И это продолжалось со мной на
протяжении двенадцати лет. Временами истина обрушивалась на меня, подобно
разрушительному шторму с грозою и проливным дождем, но, как всегда, после
ливня солнце вновь выходило из-за туч и воздух наполнялся благоуханной
свежестью».
Автор этих строк — бедный необразованный сапожник Якоб Бёме — жил неподалеку от
Дрездена и умер в возрасте 49-ти лет в 1624 году. Один из его учеников — сам
большой знаток оккультных наук* — называл его «величайшим светочем, когда-либо
приходившим в мир с тех пор, как его посетил Тот, мто Сам был Светом мира».
Более подробное описание увиденных им откровений и метафизических видений можно
найти в его весьма многословных и к тому же довольно запутанных и трудных для
понимания сочинениях, которые, кстати говоря, скрупулезно изучал в свое время
сэр Исаак Ньютон, что помогло ему впоследствии сформулировать принципы
гравитации и движения планет, а также хорошо известные ныне законы, управляющие
физическими явленими.
__________
* Луи Клод де Сен-Мартен («Le Philosophe Inconnu»); был франкмасоном и
выдающимся посвященным.
Можно привести огромное множество примеров того, как внутренняя сущность разных
людей, подошедших к порогу посвящения, начинала стремительно расширяться во всех
направлениях из той бесконечно глубокой центральной точки, где она до сих пор
пребывала, радикально изменяя их представления о жизни и предлагая гораздо более
масштабное, нежели у прочих, видение мира. Это явление сопровождается тремя
характерными отличительными признаками. Во-первых, все природные объекты и все
без исключения люди уже рассматриваются не по отдельности, как самостоятельные и
не связанные друг с другом предметы и существа, но лишь как частные проявления
единой изначальной, не поддающейся определению субстанции. Во-вторых, для
посвященного коренным образом изменяется вся система обычных ценностей, и то,
что большинству людей кажется важным, становится для него абсолютно
бессмысленным, а то, что раньше выглядело несущественным, наоборот, приобретает
первостепенное значение. И наконец, в-третьих, те пять чувств, которые
представлены в обычном человеке в виде отдельных и не связанных друг с другом
каналов восприятия, сливаются воедино — в некое всеобъемлющее, синтетическое
ощущение, при котором видеть одновременно означает также слышать, а осязать,
даже с закрытыми глазами, значит мысленно представлять себе образ предмета и т.
д. Один мой знакомый Брат, также принадлежащий к Ордену, сам прошел через это
обогащение сознания и описал его следующим образом: «Ты знаешь все и начинаешь
понимать и звезды, и горы, и древние песни. Все они теперь в тебе, а сам ты —
Свет. Но Свет — это музыка, а музыка — фиалковое вино