или люди) скрывалась их
истинная суть, всегда прекрасная и излучающая странное сияние: лица всех мужчин
и женщин были светлыми и красивыми, а их души — ослепительно белыми.
Таким было нежданное посвящение этого человека; и, хотя он не искал ничего
подобного (или, вернее, искал, но подсознательно, не отдавая себе в этом
отчета), на него снизошло просветление, навсегда преобразившее его душу*.
__________
* Этот случай упомянут в сочинениях покойной Фионы Маклеод (У. Шарп).
Он стал известен в кругу тех, кто мог разглядеть в нем «помазанника», ибо в
момент посвящения его помазали чьи-то таинственные руки. Напомню, что слова
«Христос» и «христианин» в своем изначальном греческом варианте означали именно
это — помазанного, принявшего крещение, или посвященного человека.
Истинное посвящение, приравниваемое, таким образом, к «крещению», бывает двух
типов — великое и малое. Малое посвящение (названное в писании «крещением
водой») воздействует на низшую природу, разум, психическую природу и чувства
человека. Расширяется и усиливается интеллект, обостряются чувства,
совершенствуются психические способности и восприятие; потому что душа (или
psyche) начинает использовать свои доселе обреченные на бездействие силы.
Более высокая форма посвящения — «крещение огнем» — заключается в пробуждении
Духа, внутренней сущности, «бессмертного жизненного принципа», пребывающего в
центре души, подобно тому, как душа пребывает в центре чувственного тела. Многие
люди достигают малого крещения вследствие простого накопления жизненного опыта и
часто даже не подозревают об этом. Но великое крещение происходит гораздо реже и
являет собою такой радикальный перелом, который невозможно не заметить,
неправильно истолковать или забыть.
Как для малого, так и для великого крещения церемониальное посвящение вовсе не
является обязательным условием, поскольку духовный рост и контакты между Богом и
душою не зависят от изобретенных человеком формальностей. Однако церемониальное
посвящение всегда играло роль катализатора духовного роста, важность которого, в
противном случае, еще очень долго могла бы оставаться не оцененной и не понятой
многими людьми. В силу этого масонское посвящение — хотя сейчас оно и
ограничивается исключительно церемониальной стороною — имеет огромное значение
и, если правильно понять его суть, может быть поднято до таких высот, которые и
не снились нашему Ордену.
Для тысяч людей, повторяю, жизнь является непрестанным процессом посвящения,
зачастую вовсе лишенным каких-либо ритуалов и церемоний. Многие при этом
приобщаются в той или иной степени к малому крещению водой вследствие расширения
сознания, приобретающего поэтическую, артистическую, музыкальную либо
мистическую направленность; наши Вордсворты, Шелли, Теннисоны и им подобные
прошли через это естественное посвящение, не сопряженное ни с какими
формальностями или церемониями. А сколько еще таких же посвященных, о которых
никто не знает, ибо они предпочитают жить в тишине и безвестности, никому не
говоря о том, как им удалось усовершенствовать свою духовную природу? И тем не
менее каждый из них с полным правом может сказать о себе:
«Мы выстроили дом, который никогда не будет временем разрушен;
Мы обрели покой, который никогда не будет потревожен болью».
Многие знают и чувствуют «мистическую связь», которая объединяет не только всех
людей в единое Братство, но и все элементы Вселенной — в одно неразрывное целое.
Многие уже утратили чувство личной обособленности и разделенности интересов,
отличающее обыкновенного, чувственного человека, чье сознание и устремления не
простираются дальше собственных плотских привязанностей. И хотя они всё ещё
пребывают в тюрьме смертного тела, им уже удается, пробиваясь сквозь её железные
решетки, проникать в мир души, дабы постигать там его чудеса, объединяя свое
сознание с сознанием таких же, как они, освобожденных душ,
«. . . и там,
Отринув всё, что разделяло их,
Свой вечный день отдать беседам чистым;
А разум посвятить высоким мыслям,
Свои не отличая от чужих;
И видеть то, что скрыто от слепых;
И наслаждаться собственным единством».
Руперт Брук
Но тех, кто прошел «крещение огнем» — посвящение центрального Духа —
сравнительно немного. Для того, чтобы лучше понять, насколько это редкое
явление, достаточно вспомнить известные письменные свидетельства, в которых
говорится о тех случаях, когда скрытая в человеке Пламенная Звезда проявлялась