настолько зримо и Свет ее так явственно проступал сквозь очищенное физическое
тело и его внешний разум, что становился видимым даже людям непосвященным. Это
была не просто какая-то внутренняя красота или невыразимая слава, но самая
настоящая светящаяся аура, исходившая от лица и всей фигуры человека и озарявшая
окружающее пространство квозы-физическим светом. Неслучайно святых и ангелов
традиционно окружают на портретах ореолы и нимбы и они облачены в огненные
одеяния: все это служит видимым подтверждением их святости. О таких посвященных,
как Колумб и Руйсбрук, писали, что их часто видели в ореоле исходящего от них
света, причем свет этот распространялся на весьма значительное расстояние,
освещая даже комнаты, в которых находились эти святые. И если центральный Свет
бывает таким интенсивным, то нетрудно предположить, насколько мощным и ярким
должно быть субъективное сознание тех, в ком он столь неудержимо пылает. Эти
примеры проявления «Света, сияющего в полную силу», как нельзя более наглядно
поясняют нам значение ветхозаветного эпизода, описывающего нисхождение
Божественного Присутствия в достроенный храм Соломона, когда Оно наполнило весь
дом славою (2-я книга Паралипоменон, VII, 1-3).
Перейдем теперь от общих рассуждений к аллегорическому описанию путей, которыми
Свет может быть познан и — по воле Божией и с Божией помощью — увиден сияющим во
всей своей славе, в процессе истинного (а не церемониального) посвящения.
АПОКАЛИПСИС
«Видение относится к концу времени».
Книга Пророка Даниила, VIII: 17
«О истинно священные мистерии! О чистый Свет! Ведомый светом факела, я
поднимаюсь к небесам и к Богу. Посвящение возвращает мне целостность. Иерофант
здесь — сам Господь, Он ведет того, кто ищет посвящения, к Свету; Он ставит
его перед лицом Отца и просит даровать ему бессмертие. Такова суть моих
мистерий. И если хочешь, приди и будешь посвящен; и присоединиться к танцу
ангелов, что кружит подле несотворенного, бессмертного, единственного
истинного Бога; и Слово Божие будет звучать в такт музыке!»
Климент Александрийский
АЛЛЕГОРИЯ ПОСВЯЩЕНИЯ
«Апокалипсис» — греческое слово, означающее разоблачение, срывание покровов,
препятствующих нашему восприятию абсолютной истины. Отсюда и библейский термин
«откровение», или «апокалипсис». Посвященный апостол Павел говорит о том
возвышенном состоянии, когда Славу Господню можно наблюдать с открытым лицом,
как в зеркале, все более преображаясь в образ этой славы (2-е послание к
Коринфянам, III, 18).
Но тот, кто наблюдает и отражает ничем не прикрытую, разоблаченную, живую
истину, должен сам обнажить свой дух, сбросить с него все ненужные покровы —
чувств, эмоций, желаний и мыслей. Он должен пребывать, как говорит нам автор
Апокалипсиса, «в духе в день Господень», где «день» означает сознание в духе
(«Господе»), ибо «ночь» символизирует мрак невежества, в который неизбежно
погружены все нижестоящие формы сознания («слуги»).
В древних мистериях такое возвышенное духовное восприятие называлось эпоптейя, а
обладавшие им пророки — эпоптами. Сей Свет, сияющий в полную силу, сие прямое
взаимодействие обнаженного человеческого духа с разоблаченным Святым Духом
Вселенной доступны только высшим посвященным, поскольку это и есть конечный,
самый главный результат посвящений. «Если око твое будет чисто, то и всё тело
твое будет светло».
Далее я намерен привести описательный пример того, каким образом можно добиться
означенного результата, поскольку моя цель — объяснить Братьям (если это вообще
возможно), что представляет собою истинное (не церемониальное) посвящение, а
этот способ достижения поставленной цели кажется мне наиболее эффективным.
Рискуя показаться чересчур самоуверенным, тем не менее позволю себе последовать
(а следовать ему можно сколь угодно далеко) примеру посвященного поэта Вергилия,
который рассказал в шестой «Энеиде», в завуалированной форме, о человеческой
душе, ищущей своего «Отца» — Божественный Отеческий принцип. В данном случае
поиск начинается на земле, представленной в виде сумрачной пещеры, а
заканчивается на залитых светом Елисейских Полях вселенского Духа. Тот же самый
пример посвящения и эпоптейи, хотя и изложенный в несколько иной форме,
предлагает нам библейский текст Откровения, а также «Парсифаль» Вольфрама фон
Эшенбаха и Рихарда Вагнера.
Хотя приводимое ниже описание ведется от первого лица, сразу же уточню, что в
данном случае это всего лишь