из каких-либо предшествующих причин. Сама жизнь начинается задолго
до своего физического рождения, так как последнее означает лишь вхождение жизни
в физический мир, начало ее физического проявления. То же самое можно сказать и
о рождении общественных институтов: все они являются логическим следствием и
материализацией того, что существовало ранее в текучем, аморфном состоянии. И
масонство не является исключением из этого правила, чем и объясняется традиция,
согласно которой эта школа имеет божественное происхождение, и, следовательно,
она такая же древняя, как и само человечество, хотя и принимала в разное время
разные формы.
Современное теоретическое масонство возникло в начале XVIII столетия, точнее
говоря, в 1717 году появилось то, что развилось со временем в Уставы английских
масонов, существующие по сей день. Однако масонство существовало и до этого,
причем в двух формах: экзотерической — в виде гильдий свободных каменщиков, и
эзотерической — в виде разного рода тайных сообществ мистиков и оккультистов, не
имевших ничего общего с деятельностью каменщиков-практиков, но нередко
использовавших профессиональную терминологию строителей для создания своей
собственной символики.
Современное масонство представляет собою смесь обеих форм; его установления,
требования, ритуалы и наставительные лекции включают в себя элементы,
заимствованные из обоих указанных источников. Например, древнее наставление,
передаваемое в настоящее время каждому претенденту на вступление в Орден, —
явный образец заимствований из ритуалов и правил практического масонства. Это —
типичное поучение, каковое и должно давать каждому юноше, изъявившему желание
приобрести статус подмастерья, дабы обучаться секретам мастерства, в полной мере
приняв на себя обязанности взрослого человека и гражданина. Это — обычное
увещевание быть порядочным человеком, достойным гражданином, заслуживающим
уважения ремесленником и членом цехового Братства; бояться Бога, почитать
короля, любить свою страну и помнить о необходимости самообразования и
самосовершенствования. И ни единого слова о каком-либо трансцендентном знании
или мудрости, ни малейшего намека на знакомство с какими-то реалиями
мистического или оккультного характера.
Однако в церемониальных ритуалах — в особенности тех, что приняты на третьей
ступени, а также в «традиционной истории» и наставительных лекциях, — мы
находим, наряду с заимствованиями из традиций практического масонства, сведения
глубоко эзотерического и мистического свойства, которые не следует соотносить с
профессиональным опытом ремесленника, работающего с обыкновенным камнем и
кирпичом, поскольку они определенно не связаны ни с практическою деятельностью,
ни с материальным миром вообще.
Сей эзотерический элемент заимствован, разумеется, не из опыта цеховых
объединений вольных каменщиков-практиков, но из учений символического, или
мистического масонства, объединенного в особые — менее заметные и менее массовые
— организации.
Эти организации являлись частью непрерывного потока герметической традиции и
практики, восходящей еще к дохристианским временам, к цивилизации Древнего
Египта, а также к раввинам-мистикам и древним каббалистам — хранителям тайных и
ревностно оберегаемых знаний о Космосе и жизни человека, знаний, получивших лишь
частичное и к тому же иносказательное, изложенное опять-таки при помощи
строительной символической терминологии, отображение в еврейских священных
писаниях. Само строительство и дальнейшая судьба храма Соломона (независимо от
того, существовал ли такой храм как реальное историческое сооружение, или нет),
о котором говорится в Ветхом Завете, представляет собою ни что иное, как
мистическое, иносказательное описание великого процесса строительства
человеческой души — неважно, об индивидуальном или о коллективном строительстве
идет речь. И даже тогда, когда ход еврейской истории, сопровождавшийся
постепенным расширением и преобразованием мистической традиции, подвел ее к
качественно новому, христианскому этапу, символическая терминология не перестала
существовать и не вышла из употребления. Как сами Евангелия, так и Послания и
Апокалипсис изобилуют масонской символикой и намеками на духовное строительство.
Именно в Новом Завете человеческая душа открыто объявляется истинным Храмом,
тогда как храм исторический (или квази-исторический) предлагается рассматривать
лишь как ее зримый и осязаемый символ. Упоминается также и Главный