У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

Камень —

сделавшийся главою угла, хотя и отвергнутый некоторыми строителями, то есть тот

самый камень, на основе которого будет объединено со временем всё человеческое

общество, коему предстоит составить единый вселенский Храм. Сам святой Иоанн как

«возлюбленный ученик», или самый возвышенный из числа посвященных христианского

Мастера, был назначен, согласно эзотерической традиции, старшим смотрителем,

коему было поручено и доверено (как и каждому первому смотрителю в наших

символических ложах) поддерживать порядок на Западе, а после того как истечет

срок его жизни во плоти — оккультно надзирать с небес за исполнением и развитием

закона Христова в западном мире. В силу этого святой Иоанн по сей день считается

святым покровителем масонства, и неслучайно посвященные ему в дантовском «Раю»

строки написаны в типично розенкрейцеровском ключе:

«Он, с Пеликаном нашим возлежа,

К его груди приник; и с выси крестной

Приял великий долг, ему служа...»*

__________

* Поэтический фрагмент приводится в переводе с итальянского В. П. Гайдука, цит.

по кн.: М. Морамарко. «Масонство в прошлом и настоящем», М., 1990. — Прим. ред.

А один из его известных учеников — святой Игнатий, о котором говорили, будто

его, хотя он был тогда еще ребенком, Господь взял на руки и поставил в кругу

учеников своих, назвав примером готовности человека к постижению Царствия

Небесного, — истолковывает суть религии, опираясь на чисто масонскую

терминологию: «Коль скоро вы — камни, заранее приготовленные Богом-Отцом для

возведения Храма, и суждено вам быть вознесенными ввысь силою рабочего орудия

Иисуса Христа, которое есть Крест, и послужит вам для того веревкою Дух Святый,

то пусть будет вам вместо подъемного ворота вера ваша, а путь к Богу укажет вам

любовь. И станете тогда попутчиками Божиими, храмами духовными, несущими с собою

свою Божественную искру, свое святилище, Христа вашего и всё, что для вас свято,

и будете украшены с ног до головы заповедями Христовыми»*.

__________

* Игнатий, Послание к ефесянам.

Используемая Игнатием (замученным в Риме в 107 году) ярко выраженная масонская

символика как нельзя лучше подтверждает традицию, согласно которой наугольник,

уровень и отвес, находящиеся ныне в ведении Мастера Ложи и двух ее смотрителей,

первоначально ассоциировались с епископом, священником и дьяконом, совершавшими

Богослужения у тайных алтарей преследуемого христианства. Будучи сложенными

вместе, эти три орудия составляли крест, который верующие, в случае угрозы со

стороны светских властей, всегда могли быстро разобрать, снова превратив в

обычные строительные инструменты.

Самой популярной религиозной книгой эпохи раннего христианства был «Пастырь

Гермы» — собрание учений, видений и сравнений, облеченных в аллегорическую

масонскую терминологию и призванных передать в завуалированной форме (что

следует из самого названия) герметические, или эзотерические наставления некоего

«Пастыря» — так называли (и до сих пор продолжают называть в соответствии с

языком канонического писания) посвященных в мистерии иерофантов и

Учителей-адептов.

С тех пор как произошло событие, ставшее общеизвестным как Воплощение Христа,

практически все мистические строители, духовные алхимики, розенкрейцеры и прочие

школы тайного Гнозиса, воспринявшие оное в качестве центрального, поворотного

момента в духовной эволюции человечества и кульминационной точки всех прежних

мистических систем, признают себя одним великим Братством приверженцев

Божественных мистерий, пребывающим под незримою, но действенной опекой Иисуса

Христа — «Плотника» (Тектона), главенствующего надо всеми великими Мастерами, и

двух его посвященных — великого (святого Иоанна Богослова) и малого (святого

Иоанна Крестителя), исполняющих те же функции, что и верховные смотрители Ложи,

из которых один тоже считается старшим, а другой — младшим. С ними связываются

также дни зимнего и летнего солнцестояния (время наименьшего ежегодного

склонения и, напротив, наивысшего меридионального подъема Солнца), которые

принято считать праздничными днями, наиболее благоприятными для духовного

общения между Великой Верховной Ложей и малыми Ложами внизу.

На всём протяжении человеческой истории можно проследить многократные попытки

сравнения души человека с камнем, сопровождаемые рекомендациями относительно

того, каким образом можно придать этому грубому камню совершенную форму. С камня

начинается духовное восхождение патриарха Иакова.