Дервишам Аравийской пустыни
вручают после посвящения кубический камень, помазанный кровью. Главною защитой и
святыней для каждого мусульманина служит кубический камень Кааба. Найден камень,
классифицируемый как Lapis exilis и Lapis ex Coelis, который, как говорят,
всегда падает с неба, откуда он изгоняется в наш внешний мир. Примером
несогласия с буквальной, материалистической трактовкой символического камня
может служить знаменитое восклицание Корнелия Агриппы: «Transmutemini!
Transmutemini in viventes lapides!» — «Да превратитесь вы в живые камни!»
Благодаря таким просвещенным мистикам как, например, духовные алхимики, мы
располагаем сейчас целою сокровищницей малопонятных знаний о «философском
камне», так как во все века существования христианства, помимо массовой,
элементарной религии и официальной церковной деятельности, продолжался более
возвышенный, эзотерический, сложный и углубленный поиск мистического масонства,
равно как и связанная с ним работа строителей-каменщиков, коими были аббаты,
монахи и просто миряне, действовавшие самостоятельно или в больших и малых
сообществах, но всегда в обстановке строжайшей секретности.
У меня нет возможности подробно изложить здесь историю этого движения в Англии,
но некоторые ее моменты все-таки заслуживают упоминания, поскольку доказывают
тот факт, что, несмотря на строительную терминологию, изначальной задачей
масонства была именно мистическая религия, связанная с арканами человеческой
души; что масонство всегда было интеллектуальной и духовной наукой,
пропагандирующей индивидуальное посвящение и возвышение всего человечества через
деятельность этих индивидуальных посвященных.
В Уставах английских масонов от 1784 года, например, содержится меморандум «О
мистерии масонской», предположительно написанный в начале XV века самим королем
Генрихом VI, — скорее для личного пользования, нежели для государственных нужд,
коль скоро он сам, как говорят, был принят в масонское Братство. Если перевести
этот королевский меморандум со средневекового языка на современный, то суть его
заключается в следующем: масонство есть духовная наука; возникла она на Востоке
(как в мистическом, так и в географическом смысле), а к более молодым
человеческим расам Запада попала благодаря путешествиям финикийцев (неправильно
названных «венецианцами»); ее развитию в значительной степени содействовал
Пифагор (весьма забавно то, что его имя в тексте меморандума переделано в
английское — «Питер Говер»), который, после того как сам принял посвящение,
основал великую школу в Кротоне, где преподавал сию науку. Масонская наука
включает в себя знание скрытых сил природы и власть над ними, благодаря чему
опытный масон может совершать действия, которые человеку непосвященному
покажутся чудом; овладение этой наукой приходит через наставления, их
практическое применение и безмолвие; приобщать к масонскому знанию следует
только людей достойных, достаточно сильных и благородных, ибо злоупотребление
этими знаниями и обретаемыми благодаря им способностями оборачивается злом как
для самого отступника, так и для окружающих; масонам ведомо и подвластно
искусство алхимического превращения; у них есть свой универсальный символический
язык, благодаря которому члены Братства могут общаться между собою, невзирая на
национальные и расовые различия; им знакомо «искусство становиться добрыми и
совершенными», освободившись от страха и надежды, смущающих непросветленные умы
и насаждаемых массовой религией; но не все масоны понимают смысл того, что
познают, и не все становятся совершенными, ибо многим не хватает для этого сил,
но еще большему их числу недостает искреннего желания прилагать самоотверженные
усилия к обретению подлинной мудрости.
Подлинность королевского меморандума в свое время оспаривалась, хотя prima facie
в этом нет никаких сомнений. Однако действительно ли он написан Генрихом VI или
же нет, его содержание (в пределах занимаемого им объема) в точности передает
суть масонства.
Невозможно не заметить, что в истории Англии и Европы со времени появления на
свет этого меморандума начинает проявляться некая внутренняя сторона, совершенно
не исследуемая (да и не осознаваемая) академическими историками. За бесконечным
маршем внешних событий невозможно не почувствовать тесно связанное с ними (или
даже направляющее их) незримое присутствие разума, качественно превосходящего
обычный человеческий — разума посвященных, которые действительно