что представляет собою истинное посвящение; но даже если бы это знание было
всеобщим, боюсь, среди Братьев все равно нашлось бы не слишком много желающих
принести необходимые для его практической реализации жертвы и проявить требуемую
волю и мужество. И все-таки высшие ступени нашего Ордена имеют некоторое — пусть
даже приблизительное и фрагментарное — представление о том, что такое подлинный
процесс посвящения. И потому нам самим предстоит выбирать: либо мы будем своими
силами расширять эти скромные познания, превращая их символику в конкретную
реальность, способную переменить всю нашу жизнь, либо мы по-прежнему будем
относиться к ним как к простому церемониалу, коему вполне достаточно формального
отношения, хотя подобный подход и не сможет ни на йоту изменить нашу нынешнюю
несовершенную природу.
Таким образом, если масонство, со всеми его торжественными молебнами, клятвами и
обетами, чего-нибудь да стоит, то ему снова следует вспомнить о своей
первоочередной задаче — пропагандировать духовную жизнь и способствовать
духовному развитию своих членов, пока еще далеко не удовлетворительному. В
противном случае масонство так и останется формальной общественной организацией,
а все его благородные обязанности и религиозные проповеди деградируют до уровня
бездарной профанации и даже богохульства. Чтобы избежать этого, необходимо
восстановить четкое представление о фундаментальных целях практики посвящений и
их сути, вследствие чего каждый из Братьев получит возможность во всех
подробностях постигать секреты масонских степеней и символов, ибо без этого
знания у наших ритуалов не может быть ни подлинной силы, ни подлинной
духовности; а без этой силы все наши церемонии превращаются в пустые и никчемные
формальности. Масонские церемонии были изначально задуманы как внешняя оболочка,
обрамляющая глубокую внутреннюю сущность, и если эта сущность вдруг исчезнет,
для чего тогда будут нужны церемонии? Мы можем по-прежнему принимать в наши ряды
тысячи новых масонов, но при этом все они останутся такими же непросвещенными,
как и раньше, и мистерии так и не перестанут быть для них тайною за семью
печатями. Как гласит наше учение, невозможно дать миру ни одного нового
посвященного, иначе как с помощью Бога и при благожелательной поддержке тех, кто
может вывести своих братьев к Свету. Для этого также необходимо, чтобы
посвящаемый признал себя духовно нищим, незрячим, погруженным во тьму невежества
и неспособным достичь Света без посторонней помощи, опираясь только на
собственные усилия. Словом, желание видеть Свет должно быть не только на устах,
но и в сердце посвящаемого, ибо подлинное посвящение подразумевает возвышение
сознания с человеческого уровня до Божественного.
Любая подлинная посвятительная система — как в прошлом, так и в настоящем —
состояла и состоит из трех четко очерченных этапов, поскольку перед тем, как
выйти из окружающей каждого из нас естественной тьмы и приобщиться к
Божественному Свету, отыскав в себе самом Звезду Сияющей Славы, человек должен
выполнить три непременных условия.
Во-первых, ему следует отказаться от всех привязанностей внешнего мира, включая
все соблазны, классифицируемые как «деньги и презренный металл». Это необходимо
для очищения плотской и чувственной природы и подчинения ее жесткому волевому
контролю. Далеко не каждый захочет и сможет это осуществить; естество прочно
удерживает нас, и справиться с укоренившимися привычками тоже весьма непросто.
Но до тех пор, пока хотя бы одна из этих привычек продолжает притягивать и
удерживать нас, не позволяя полностью отречься от физических удовольствий, мы
всё еще остаемся «привязанными к миру», и доступ к истинному посвящению в
сверхфизическую реальность для нас закрыт. На этой стадии отречения и
самоочищения пребывают наши признанные подмастерья (E. A.); и теоретически на ее
прохождение отводится, как вы, вероятно, знаете, немалый срок — семь лет*.
__________
* Продолжительность срока ученичества связана с действующим в природе семеричным
принципом. Каждые семь лет происходит полная замена старых материальных частиц,
составляющих человеческое тело, новыми. И если на протяжении всех этих лет
человек ведет жизнь чистую, не ест ничего запретного и отгоняет от себя дурные
помыслы, его физический организм очищается, утончается и становится в силу этого
более эффективным проводником для внутреннего Света. В этом и кроется истинная
причина аскетизма: грубые физические