непременных следствиях — развитии
феноменальных способностей и появлении внутреннего зрения — они даже не
помышляли. Один из самых образованных и осведомленных в этом вопросе авторов (та
самая дама, перу которой принадлежит книга «Поучительное исследование
герметических мистерий») подтверждал, что «внешняя форма (или нынешняя практика)
масонства была бы слишком абсурдной, чтобы сохранять ее и далее, если бы не
содержащиеся в ней до сих пор скрытые указания на подлинное предназначение
мистерий. Но если истинные посвященные действительно помогали друг другу мудрым
наставлением, то нынешние масоны лишь слепо подражают им, утратив тот магический
ключ, что открывает врата герметического сада. Им нужны ключевые слова, но
отыскать их можно только в субъективной, внутренней жизни, от которой масоны так
же далеки, как и те орудия, которыми они пользуются. Но настоящие орудия можно
обрести лишь по мере погружения в ту же субъективную жизнь: они сами встретятся
вам на пути — одно за другим, как только их наличие станет необходимым условием
вашего дальнейшего продвижения». Еще один, не менее ученый автор, у которого
были к тому же все основания быть поборником интересов Ордена, — ныне покойный
Брат Джон Яркер — был вынужден признать в 1872 году в своих безусловно
талантливых и в высшей степени поучительных «Записках о научных и религиозных
мистериях» («Notes on the Scientific and Religious Mysteries»), что «при своем
нынешнем образе управления масонский Орден стремительно превращается в настоящий
рай для bon vivant — щедрого лицемера, который, позабыв наставления святого
Павла, украшает свою грудь «камнем милосердия» (и, сделав это благоразумное
пожертвование, считает себя вправе облачиться в пурпур, позволяющий ему
диктовать свое мнение другим — более ученым и морально возвышенным, но менее
состоятельным Братьям), для любителя показной масонской мишуры и т. д. Ни одно
другое сообщество не является по сути своей таким же полезным и таким же
способным к сверхчеловеческой деятельности, как масонский Орден. Но, делая то,
что он делает сейчас, Орден едва ли выделяется в лучшую сторону на общем фоне.
Никто уже не ставит перед собою великих целей, и лишь очень немногие делают
что-то действительно хорошее. Так пусть же реформация будет скорой и
всеобъемлющей!»
Об этих вещах не слишком приятно рассказывать, и я не стал бы делать этого, не
будь у меня благой цели и конструктивных мотивов. Ведь напомнить все эти
прискорбные факты необходимо не только потому, что далее речь пойдет о гораздо
более обнадеживающих перспективах, но и потому еще, что мои оптимистические
прогнозы как раз и основываются на том, что это, на первый взгляд, досадное
отступление от первоначальной цели масонства и необоснованная «материализация»
последнего являются неизбежной и необходимой прелюдией к духовному расцвету,
который в положенное время даст о себе знать и уже проявляет первые признаки
своего скорого начала.
Таким образом, в приведенных мною выше наблюдениях нет ни укоризны, ни упрека.
Эту тему я мог бы развивать до бесконечности, если бы это хоть в какой-то мере
служило преследуемой мною благой цели; но для каждого, кто достаточно близко
знаком с деятельностью Ордена, всего того, что я уже сказал, будет вполне
достаточно, чтобы согласиться с истинностью приводимых мною фактов и убедиться в
справедливости сделанных мною замечаний. Невозможно отрицать тот факт, что по
причине незнания истинных принципов масонства Орден заметно деградировал и
включил в свои ряды немало членов, которые ни по интеллекту своему, ни по
темпераменту, ни по устремлениям не годятся на роль прилежных учеников,
способных по достоинству оценить сии принципы. В сегодняшней газете, к примеру,
я прочел объявление, в котором некий букмекер с ипподрома называет себя
человеком «прямым, как наугольник», и на основании этой самохарактеристики
предлагает свои услуги в качестве посредника всем желающим сделать ставку.
Хорошо известно, что у многих торговых домов ныне вошло в моду обращать внимание
своих партнеров и клиентов на то, что некоторые их ведущие сотрудники — члены
Ордена, что должно содействовать респектабельности фирмы. В самом Ордене
продвижение на руководящие посты стало напрямую зависеть от общественного
положения и степени участия в благотворительности. За денежные вклады,
отмеченные в подписных листах, теперь принято раздавать почести и даже ордена.
Любой титулованной особе — от мэра