из Братьев может слышать его пусть даже слабый отзвук и откликаться на
него. Для большинства это потерянное Слово, но оно терпеливо ждет своего часа, и
день ото дня всё больше людей стремятся заново найти его.
Сей жизненный принцип был передан Ордену теми вещими, дальновидными и сокрытыми
ныне умами, которые, как уже говорилось выше, явились около трех столетий назад
изобретателями и вдохновителями (если не прямыми основателями) Ордена как
организации, призванной сохранить, хотя бы в самой элементарной форме, древнюю
Тайную Доктрину в течение всего периода тьмы и разрушения, вплоть до наступления
такого времени, когда эта Доктрина и посвященные ей некогда мистерии смогут
снова открыто преподаваться достаточно большому числу готовых к их восприятию
людей.
Присутствие в масонской системе и масонских текстах сего древнего тайного учения
можно проследить в трех направлениях. Во-первых, в самой схеме разделения Ордена
на три традиционные ступени духовного совершенствования, состоящие в подчинении
и очищении тела и чувственной природы, установлении контроля над мыслями,
самопознании и просветлении разума и, наконец, в полном отказе от собственной
воли и искоренении всякого ощущения личности, что должно привести к
воссоединению с Божественною Волей, не знающей ни ограниченности, ни
разделенности. Во-вторых, в мифах о построении храма Соломона и о смерти Хирама,
ибо они являются аллегориями и иллюстрируют не исторические, но метафизические
истины первостепенной важности. И, в-третьих, во всё тех же церемониальных
текстах и наставительных лекциях, поскольку они содержат в себе множество
фрагментов из общего для всех посвятительных систем Востока и Запада
эзотерического учения. Однако эти фрагменты облечены в иносказательную форму и
потому, теряясь в потоке обычных моральных наставлений, ускользают от внимания
недостаточно подготовленных для их восприятия Братьев, открываясь лишь тем, кто
уже смог самостоятельно приблизиться к ним. Примеры этого эзотерического учения
и его подлинного значения приведены во второй части данной книги — «Свет на
Пути».
Принято считать (и нет сомнения в том, что именно так оно и было), что тексты
нынешних ритуалов и наставительных лекций составил в 1717 году или вскоре после
этого д-р Андерсон, при содействии некоторых своих коллег, чьи имена для нас
сейчас не очень важны*.
__________
* Масонство Королевской Арки было привнесено в Англию в 1778 году еврейским
Братом Мозесом Майклом Хейесом.
Не столь важно и то, в какой степени стремление составителей придать оккультному
знанию, коим они обладали, иносказательную и завуалированную форму было
осознанным. Ведь вполне могло быть и так, что собственных знаний у них было
сравнительно немного, но при этом кто-то незримо помогал им увековечить великие
истины, о существовании коих они сами даже не подозревали. Эта тема была самым
подробным и обстоятельным образом рассмотрена в весьма полезной для каждого
масонского ученика книге «Очерки мистицизма» («Studies in Mysticism»),
написанной Братом А. Э. Уэйтом, который пришел к выводу, что составители
масонских текстов часто сами не ведали, что творили, и писали, как бы
руководствуясь слепым, но безошибочным инстинктом, «позволившим даже глупым и
старым ученым мужам прошлого частично разглядеть сквозь свои темные и зашоренные
очки истинную сущность масонства и, даже не осознавая этого, спрятать среди
пустопорожних разговоров настоящий ключ к святилищу».
И похоже, что этот вердикт вполне справедлив, поскольку ни Андерсон, ни его
коллеги, насколько можно судить по дошедшим до нас сведениям, не были
сколь-нибудь сведущими или способными эзотеристами. Однако, как бы то ни было,
бесспорным остается тот факт, что вся наша система составлена и разработана
таким образом, чтобы стать настоящим универсальным руководством в науке
посвящения, воспроизводящим важнейшие черты всех когда-либо существовавших и
доныне существующих систем ускоренного совершенствования человека.
В этом и заключается секрет силы, жизнеспособности и притягательности масонской
системы, ее неуловимое обаяние, пленяющее умы, достаточно чувствительные для
того, чтобы ощутить его, но пока еще неспособные вникнуть в его суть и понять,
что же их так влечет. Но скрытое в масонской системе возвышенное учение всё ещё
можно выявить и разъяснить, и в этом кроется надежда Ордена на постепенное
самосовершенствование и исполнение изначально возложенной на него высокой