какой-нибудь рядовой, частной Ложи. Ибо первичные Ложи и есть основа масонского
Ордена, а его высшие чины на нынешнем этапе — всего лишь их представители,
исполняющие административные или почетные должности. Но придет время, когда эти
иерархи тоже поймут собственное символическое значение и снизойдут в Ложи
простых Каменщиков уже не как ораторы, произносящие торжественные речи, но как
истинные носители масонской мудрости, миссионеры-наставники и выразители
масонской истины. И всё же началом преобразований должна стать именно
периферийная Ложа. Одна из Лож, городских или окружных, строя свою масонскую
деятельность на принципах, изложенных в этой книге, должна сыграть роль
«закваски», распространяющей свое благотворное влияние на соседние Ложи и далее.
Не исключено, разумеется, что на первых порах эти нововведения натолкнутся на
сопротивление и насмешки со стороны тех, кто вполне удовлетворен прежними
методами работы и еще не готов к восприятию более возвышенных целей, ибо
«народы» с более приземленным мировоззрением всегда «восстают» против любого
отклонения от привычного образа жизни и любого новшества, ставящего под сомнение
их мудрость. Подобное противодействие следует принимать терпеливо и беззлобно,
зная, что шумные протесты вскоре утихнут перед лицом спокойной и непреклонной
приверженности принципам. Более того, в условиях неуклонного повышения масонских
стандартов постепенно сама собою разрешится проблема допуска в масонские Ложи
морально и интеллектуально не подготовленных к этому людей.
Не следует думать, что в этой книге я хотя бы косвенно призываю своих Братьев к
прекращению или радикальному изменению текущей масонской деятельности или же к
отрицанию установившихся традиций и авторитета нынешнего руководства Ордена,
поскольку ныне существующие формы деятельности как нельзя лучше приспособлены к
нынешнему состоянию Братства. Таким образом, если речь идет о чем-то большем,
нежели просто исправление мелких, частных недостатков, то радикальное
реформаторство оказывается сопряженным с опасностью потревожить древние вехи,
установленные с гораздо более мудрым расчетом, нежели это нам кажется сейчас.
Даже при нынешнем положении вещей та поспешность, с которою обычно производятся
церемонии, зачастую рассматриваемые всего лишь как предписываемая традицией
эксцентричная формальность, чревата опасностью сокращения и упрощения положенных
ритуалов, что может привести к забвению и утрате некоторых важных и ценных
фрагментов оккультной истины. К сожалению, сейчас эта тенденция начинает
проявляться даже на официальном уровне.
И всё же некоторая гибкость в вопросах ритуала может оказаться вполне уместной и
даже желательной в тех случаях, когда речь идет о восхождении на очередную
ступень. Ведь когда ритуал производится формально, чисто механически, то и
результат часто оказывается только механическим, тогда как смысл церемонии
ускользает или искажается до неузнаваемости. А потому не будет ничего плохого в
том, чтобы предварять и сопровождать официальный ритуал собственными словами
объяснения и ободрения, ибо этим достигается б`ольшая эффективность обряда: он
приобретает более личный, сокровенный характер, пробуждая в посвящаемом чувство
воссоединения с живою истиной и с Братством, для которого сия истина — не просто
некая абстракция, но очевидная и неоспоримая реальность. Более того, в целях
создания оптимальной обстановки и благоприятных для проведения церемонии
условий, перед появлением кандидата председателю следует напомнить всем
собравшимся Братьям, что им предстоит участвовать в очень важном и торжественном
действе, которое потребует от них предельной концентрации мысли и воли, дабы
церемониальный процесс смог трансформироваться в духовный (и не только в
посвящаемом, но и в них самих). Также и ритуальную подготовку кандидата перед
его появлением в Ложе следует воспринимать не просто как некую несущественную
формальность, но относиться к ней со всею серьезностью, как к священнодействию.
Важность этого акта следует довести до сведения не только самого кандидата, но и
всех без исключения участников ритуала. Все Братья должны понять, что в
масонском церемониале нет ни одной бесполезной или малозначительной детали; и
чем больше они будут прилагать усилий к тому, чтобы вникнуть в смысл даже самых
простых и, на первый взгляд, совершенно незначительных подробностей ритуала, тем
более очевидной будет для них эта истина.
Помимо вышесказанного,