У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

есть еще много других вещей, которые стоило бы упомянуть

в этой книге.

Прежде всего, это унификация ритуалов с целью достижения единообразия в

деятельности и обучении в масштабах всего Ордена, хотя, разумеется, некоторая

(весьма ограниченная) ревизия тоже должна иметь место.

Стандартизированный официальный ритуал принесет всему Братству очевидную пользу

и несомненно получит всеобщее признание, даже если не навязывать его всем

локальным Ложам, но предоставить им право самостоятельно решать, придерживаться

ли прежних методов работы или скорректировать их. К тому же все новые Ложи,

образованные по завершении предлагаемой стандартизации, разумеется, будут

следовать официальной линии, в силу чего, рано или поздно, реальная унификация

непременно будет достигнута. Нынешние расхождения в работе различных Лож

невелики и потому легко преодолимы; следовательно, создание единой основы для

деятельности всего Ордена — задача вполне разрешимая. Некоторые Ложи имеют в

своем арсенале методы, не применяемые прочими, чем и объясняется стремление

первых во что бы то ни стало сохранить свои традиции, ценные уже хотя бы в силу

своей самобытности. Так, например, многие Ложи не пользуются пятью традиционными

знаками третьей ступени и даже не знают, что их должно быть пять, так как всегда

обходились всего лишь тремя, упуская два остальных, несмотря на их несомненную

важность. И напротив, некоторые Ложи сохраняют в своем ритуале многие

заимствования из практического масонства, ныне уже почти повсеместно вышедшие из

употребления, так как они не имеют никакого отношения к учению теоретического

масонства и поэтому необязательны. Примером подобных заимствований из

практической традиции может служить «Древнее наставление», передаваемое

признанному подмастерью при вступлении в Ложу; очевидно, что теперь его вполне

можно заменить другим, более соответствующим современным реалиям и более

созвучным идеалам теоретического масонства, а то и вовсе обойтись без него. Ведь

это наставление, предназначенное для юношей, вступающих в Братство

Каменщиков-практиков, вряд ли уместно для людей, уже давно исполняющих свои

гражданские, семейные и деловые обязанности и потому ищущих знания исключительно

мистического характера. Абсурдно и нелепо советовать уже немолодому, умудренному

опытом человеку прилежно исполнять свои элементарные гражданские обязанности или

же выражать надежду на то, что новообращенный, даже если это высокопоставленный

церковный иерарх, «сможет стать достойным человеком»!

Ревизия ныне существующих ритуалов — задача, конечно же, весьма деликатная. При

ее решении нельзя полагаться на одну лишь интуицию или капризы и

неквалифицированные суждения кого-либо из Братьев. Здесь необходимо мудрое

руководство тех, кто хорошо разбирается в науке посвящений; в противном случае

Орден может потерять гораздо больше, чем приобретет, и добрые всходы будут по

ошибке вырваны с корнем и отброшены прочь вместе с сорняками. В качестве примера

поучений, требующих ревизии и даже исключения, я мог бы привести один фрагмент,

предписывающий кандидату проявлять милосердие и оказывать помощь тем, кто в ней

нуждается, «если он в состоянии сделать это без ущерба для себя и своих

близких». Данная оговорка, безусловно, противоречит самому духу «милосердия».

Финансовая помощь — еще не милосердие, но лишь одна из возможных форм его

практического проявления, ибо милосердие предполагает мудрое, но безоговорочное

бескорыстие и самопожертвование, не ограниченное никакими расчетами. Возводить

вокруг этой наивысшей добродетели какие-либо словесные ограничения — значит

искажать саму идею масонского великодушия; любые оговорки в данном случае могут

вызвать даже у совершенно чуждого масонству человека лишь недоумение и

неприятие.

Перейдем теперь к следующей проблеме — празднествам. Выше уже говорилось о том,

что традиционная практика отдохновения после работы и непринужденного общения

друг с другом не только полезна, но и имеет определенную эзотерическую ценность.

Разумеется, с чисто формальной точки зрения эту практику нельзя называть ни

собственно масонской, ни официальной (разве что квази-официальной); но она очень

важна уже тем, что укрепляет дух Братства и предоставляет возможность для

обсуждения тех вопросов масонского учения, которые не рассматриваются в данное

время в Ложе. А ведь у совместных празднеств есть и более высокий, символический

аспект, ибо они олицетворяют необходимую после