насколько отрицательно я отношусь к немедленному допуску женщин в
ряды Ордена и к перспективе скорейшего установления официальных контактов между
нашим Братством и иными несанкционированными обществами (поскольку в ныне
существующих условиях подобные контакты могут иметь пагубные последствия для
обеих сторон). Хотя сейчас повсеместно утверждается равноправие полов как в
светской, так и в религиозной сфере (дополняемое к тому же тенденцией к
достижению реального равенства ответственности и возможностей), масонство пока
что не может рассматриваться ни как религиозная, ни как светская общественная
организация, поскольку большинство членов Ордена считают свое членство в нем
всего лишь атрибутом роскоши, необязательным, но занимательным приложением к
своей повседневной общественной жизни и деятельности. И пока статус масонства не
поднимется, пока мнение о нем как об обыкновенном моральном кодексе не сменится
более глубоким пониманием его сути, которая, как я уже говорил, заключается в
достижении личной святости, пока ментальное и духовное восприятие не возвысится
настолько, что сможет надежно нейтрализовать эмоциональную слабость и исключить
возможность морального падения, масонству предпочтительнее будет оставаться
«мужским домом», даже если сей дом, по словам пророка, возведен на «незамешенном
растворе», которому явно не хватает благотворного женского начала.
Человеческая душа изначально не имеет пола, но все-таки именно женской половине
человечества почему-то приписывают обостренную интуицию и способность ощущать
истину. По этой причине в древние времена женщинам разрешали участвовать в
элевсинских мистериях; для них был разработан особый ритуал, а в процессии
фесмофорий они несли по улице, возложив себе на головы, книги Священного Закона
— красноречивую символическую дань и свидетельство удивительной способности
женского разума интуитивно улавливать высший смысл этого Закона. Именно женщине
— загадочной Диотиме из Мегары — изумленный Сократ был обязан своим наивысшим
посвящением в последнюю мистерию — мистерию любви, о которой он с таким
благоговением и трогательным красноречием повествует в записанном Платоном
«Пире». Но тут же нарочитым контрастом выступает и диаметрально противоположный
тип женщины — вздорная и безмозглая Ксантиппа, на которой Сократ был женат.
Однако были еще Эгерия, Аспасия, Ипатия и другие известные и неизвестные истории
женщины, а образ иерофантессы Беатриче выписан рукою Данте как идеал «вечной
женственности», которую заслуженно боготворил Гёте и которая вечно присутствует
в человеческом обществе, побуждая мужской интеллект продвигаться всё выше и
вперед. Нет нужды подробно говорить о том, какую огромную работу по изложению и
толкованию мистической философии и религии проделали женщины — жившие в прошлом
и наши современницы; либо объяснять, какие бездонные кладези истинно масонской
мудрости заключают в себе «Разоблаченная Изида», «Тайная Доктрина»,
«Поучительное исследование герметических мистерий» и другие труды, написанные
женщинами, уровень образованности и просветленности которых мог бы позволить им
встать в один ряд с наивысшими иерархами нашего Ордена.
Таким образом, «женский вопрос» пока лучше оставить открытым. Тем более что
никто и ничто не может воспрепятствовать человеку, какого бы пола он ни был,
коль скоро он твердо решил стать истинным строителем духа, искать собственного
братского союза с этим духом. Ведь в этом случае официальным сотрудничеством с
Орденом (каким бы плодотворным оно ни обещало оказаться, если бы было разрешено)
вполне можно пренебречь, ибо труд подвижников не ограничен никакими формальными
рамками. Уверен, что эти люди сами смогут понять и оценить мудрость и
целесообразность всех временно и вынужденно установленных ограничений. И если
всё же придет такое время, когда существующие ныне препоны будут устранены, то
только благодаря тому, что сам Орден устранит их, осознав наконец в полной мере
свое предназначение, и лишь после того, как Великой Ложе буцет указано изменить
существующие законы властью еще более высокой — Великою Верховной Ложей.
Перейдем теперь от рассмотрения текущих проблем масонского движения к описанию
его возможного будущего, к перспективе, которая открывается перед ним, учитывая
его нынешнее состояние.
Эту перспективу наилучшим образом характеризуют слова, приведенные в качестве
эпиграфа к настоящей главе: «Сперва то, что естественно; затем то, что духовно».