ткани должны быть постепенно заменены на
более чистые и утонченные.
Во-вторых, претендент должен научиться анализировать, дисциплинировать и
контролировать свой внутренний мир: свой разум, мысли, интеллектуальные и
психические способности. Этот в высшей степени сложный этап у нас проходят уже
признанные Братья (F. C.). На него отводится пять лет, что вместе с предыдущими
семью составляет двенадцать. В силу этого о претенденте, должным образом
выдержавшем данное испытание, в древности говорили, что его «мистический возраст
составляет двенадцать лет» (об этом я расскажу подробнее чуть ниже).
В-третьих, необходимо пройти еще «последнее и главное испытание», которое
заключается в подавлении и подчинении собственной, персональной воли, полном
искоренении ощущения личной обособленности, дабы мелочная личная воля смогла
раствориться в Божественной Вселенской Воле, и иллюзия собственного независимого
существования уступила место осознанию принадлежности к единой Жизни,
охватывающей всю Вселенную. Только так человек может вознестись от нереального
состояния непрестанной борьбы и метафорической смерти к познанию конечной
реальности, покоя и вечной жизни. Обрести это знание значит достичь статуса
Мастера (M. M.), полностью подчинившего волевому контролю свою низшую природу и
развившего в себе качества, необходимые для высшей жизни. О достигшем этой
ступени говорят, что его мистический возраст составляет тридцать лет (к этой
теме я тоже еще вернусь).
Именно эти три этапа — три задачи, или процесса — представлены в сжатой и
драматизированной форме в наших трех ступенях. Каждый масон, проходя через эти
этапы, должен церемониально отождествлять себя с тем, что они означают; он также
торжественно клянется следовать им на практике в своей дальнейшей жизни.
Очевидно, что все эти три задачи чрезвычайно трудны и требуют, чтобы претендент
уделял им всё свое время, все мысли и всю свою сконцентрированную энергию. Их
нельзя решить простым прохождением через серию церемоний в течение трех
последовательных месяцев, поскольку в этом случае претендент, даже исполнив все
положенные ритуалы, так и не станет посвященным, но останется тем же, кем и был
раньше — невежественным и погруженным во тьму человеком, знающим только то, что
его в спешном порядке прогнали сквозь три формальных ритуала, наградив по их
завершении величественным титулом Мастера-масона.
Следовательно, мы с полным правом можем заявить, что масонство в его нынешней
неразумной трактовке не производит истинных посвящений, да и не может этого
сделать, ограничиваясь исполнением формальных ритуалов. Но даже в этих
формальностях ревностный масон, неутомимо следующий по пути Света, способен
разглядеть четкую схему процесса духовного самосовершенствования, которой он
может следовать в дальнейшем, рассчитывая лишь на собственные силы. И если он
решается на это, в его руки попадает самый главный ключ к срединной истине и
скрытым тайнам его собственного бытия; и ключ этот — неукротимое стремление
отыскать внутренний Свет.
«Этот ключ висит или лежит?» — спрашивается в одном из наших наставлений. Для
большинства масонов он лежит. Лежит, ржавея, поскольку им уже давно никто не
пользуется. А не пользуются им потому, что наши собратья либо не хотят, либо не
могут этого сделать; и нет рядом никого, кто мог бы их этому научить. Но для
некоторых, весьма немногих, сей ключ всё еще висит (вы уже знаете, где); и хотя
он вовсе не из металла, те, кто после долгих и напряженных поисков (пусть даже
несколько сумбурных и нецеленаправленных поначалу) наконец нашел его и сумел им
воспользоваться, могут с полным правом рассчитывать на то, что пред ними
распахнется дверь, ведущая в Ложу их собственной души; и когда последняя пелена
иллюзии спадет с их глаз, возвращая им способность видеть, они встретятся лицом
к лицу с Мастером этой Ложи и смогут назвать себя равными Ему.
Поэт, хорошо знакомый с процессом истинного посвящения, описал его следующим
образом:
«Вглядись в свое сердце, чтоб ключ отыскать.
С собою возьми только то, что другому не взять...
Когда потеряешь, потерю найдешь;
Умри, и бессмертную жизнь обретешь.
Завеса спадет и с земли, и с небес.
Грядет Апокалипсис! Мертвый воскрес.
Увидел он то, что его ослепило:
Все разом померкло, что видимым было.
Что смертному — зренье, ему — слепота;
Их жизнь — будто смерть; а их свет — темнота.
Закончился поиск...»
Фрэнсис Томпсон. «Mistress