У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

отыскать путь к постижению мистерий), но

потому лишь, что христианская экклесия деградировала с течением времени до

состояния, аналогичного тому, в котором оказались дохристианские посвятительные

системы с наступлением новой эры. А это, в свою очередь, произошло из-за того,

что люди оказались неспособными понять истинный смысл мистерий в тех формах, в

каких они им до сих пор предлагались; а уж причины сего непонимания слишком

сложны и неоднозначны, чтобы я мог позволить себе их подробное рассмотрение в

этой книге. Что же касается Евангелия, то, оставив на время вопрос об его

историчности, можно сказать, что оно являет собою последовательную драму

посвящения, предназначенную для каждого, кто имеет глаза, чтобы видеть, — драму,

написанную на все времена и переданную для всеобщего ознакомления и изучения.

Ведь то, что раньше было доступно лишь немногим, ибо передавалось лишь в свято

оберегаемом уединении мистических школ, стало очевидным, явным и общедоступным

благодаря рождению во плоти Великого Примера. Иными словами, Евангелие является

настоящим учебником посвящений, предназначенным для всех и каждого, в

зависимости от индивидуальной способности правильно понимать его содержание.

Разумеется, далеко не все области знания нашли отражение в Евангелии, ибо многое

предназначено для более кофиденциального изучения. Периодический цикл церковного

года с его праздниками и постами и символическими временами года, указующими на

этапы эволюции и инволюции сознания души, служит подлинной картой, на которой

проложен маршрут, ведущий к посвящению, коим руководит сам Великий Иерофант и

Великий Пример науки духовного возрождения. А распятие, изображенное над

алтарем, символизирует, хотя и в иной форме, сам процесс посвящения и те

превращения, которые происходят в это время с телом и разумом посвящаемого; в

масонстве эта метаморфоза изображена в виде перехода на новую, более высокую

ступень.

Истина незыблема, но ее временные выражения и проявления подвержены воздействию

времени; всё, что когда-либо было рождено, должно рано или поздно умереть. И

когда ныне известная форма мистерий будет искажена, или забыта, или ее носитель

и служитель исчерпает свои возможности, терпеливое Божественное Провидение

предложит новую, способную взять факел истины из слабеющих рук своей

предшественницы, дабы нести его дальше. Таким образом, истина «следует путями

многими, ибо один добрый обычай может прельстить весь мир». Масонская система

была создана три столетия назад, в эпоху великих перемен и беспорядков. Отсюда и

ее призвание — быть подготовительной, начальной школой, где человеку заново

приходится изучать азбуку древнего как мир Гнозиса и знакомиться с основами

науки духовного возрождения человека. И каким бы приземленным ни было восприятие

ее ритуалов, а их применение — несовершенным, память о них навсегда останется в

душе и сознании каждого, кто когда-либо был к ним причастен. Известный афоризм:

«Тот, кто однажды стал масоном, останется масоном навсегда» — отражает

оккультную истину, скрытую от тех, кто не знает, как долго продолжают оставаться

с нами результаты наших обдуманных объективных действий и какой субъективной

ценностью они обладают. Немногие замечают даже то, что церковь хранит ту же

самую истину, зашифрованную в форме обряда крещения, призванного навсегда

причислить человеческую душу к пастве Христовой. В обоих случаях — в особенности

тогда, когда начинает действовать осознанная воля неофита, — к групповому

сознанию всего сообщества добавляется сознание еще одного новообращенного

индивида. И, следовательно, в случае с масонством появление каждого нового Брата

влечет за собою расширение и усиление того, что мы называем масонским сознанием.

Последствия этого расширения для всего сообщества и самого индивида, пожалуй,

слишком сложны и многочисленны, чтобы я мог позволить себе их подробное

изложение. Напомню лишь то, что говорил по этому поводу древнеримский

посвященный поэт, его хорошо известные строки:

«Magnus ab integro saeclorum nascitur ordo.

Jam redit et Virgo; redeunt Saturnia regna;

Jam nova progenies caelo demittitur alto»*.

__________

* «Сызнова ныне времен зачинается строй величавый,

Дева грядет к нам опять, грядет Сатурново царство,

Ныне с высоких небес посылается новое племя».

Вергилий, «Эклоги», IV, 5-7; пер. С. Шервинского. — Прим. ред.

Но пока что Орден, несмотря на некоторое, еще недостаточно сильное

метафизическое влияние