У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

субъективного мира, вынужден действовать, сообразуясь с

ограничениями пространства и времени. Как мы уже говорили, всё началось с

грубого материального фундамента и неизбежно следует по пути совершенствования

прежде всего физической структуры, пока не наступит то время, когда станет

возможным новое рождение. И тогда естественное уступит место духовному, и

огромная материальная организация — «тело приготовленное» — станет физическим

носителем, подходящим для выполнения не менее грандиозной задачи — служить

истинной Мудрости.

Вначале было практическое масонство; постепенный духовный рост превратил его в

масонство теоретическое; и теперь приземленные начала последнего сублимируются в

еще более высокую концепцию, тяготеющую к научному мистицизму, как

теоретическому, так и практическому. Теперь мы уже можем говорить о постепенном

одухотворении Ордена и его превращении — в будущем, о близости или, напротив,

отдаленности которого сейчас вряд ли можно гадать, — во врата, ведущие к более

совершенному пониманию священных мистерий. Как предсказал Великий Мастер,

неизбежно наступит то время, когда Вселенскому Отцу будут поклоняться иначе,

нежели ныне поклоняются на этой «горе», так, как не поклоняются сейчас ни в

одном Иерусалиме, ни в Ордене и ни в одной из церквей, но по-иному и мистически

— то есть в духе вечных мистерий. «Ибо спасение принадлежит иудеям», — добавляет

Он; а мы уже объясняли, что под «иудеями» следует понимать посвященных в сии

мистерии, действующих под началом самого Великого Мастера, названного некогда

«Царем Иудейским».

Церкви, таким образом, могут и должны продолжать исполнять положенную им службу.

Но если кто-то почувствует потребность в более конкретной науке, в несколько

иной и, пожалуй, более богатой пище, нежели предлагаемая церковным учением, он

может обрести искомое в древнем Гнозисе, вход в который лежит через

франкмасонство. Следуя по пути, который начинается сразу за этим входом, он

может прийти к более глубокому познанию самого себя и секретов своего бытия:

ведь именно для этой и только для этой цели когда-то и был создан масонский

Орден.

Братство наше может быть только таким, каким мы сами его сделаем. Если мы будем

видеть в нем только церемониальную сторону, таким оно и останется; и все наши

посвящения будут совершаться лишь на словах, а не на деле. Но если мы

постараемся разглядеть и принять в себя тот живой дух и стремление, что прячутся

за внешними ритуалами и формальными обрядами, драматический поиск Света и

потерянного Слова рано или поздно завершится для нас благословенным обретением

того, что мы неизменно провозглашаем. И тот, кто прежде всех достигнет цели,

сможет указать путь к ней всем прочим ищущим; и они тоже последуют по

проложенному пути, пока Орден не будет признан всеми своими детьми и не станет,

как это и предполагалось, подлинным лучом Света в темном царстве.

ПОСТСКРИПТУМ

Настало время завершить эту книгу, закрыть ее, как закрывают Ложу — в мире и

согласии со всеми собратьями и с древнею молитвой, что просит Бога защитить

Орден и укрепить его приверженцев всеми добродетелями.

Если написанное здесь о масонстве покажется кому-то чересчур возвышенным, в свое

оправдание я могу сказать только, что следовал примеру наших древних Братьев,

которые, возводя очи к горам, с коих нисходит сила, свершали свои масонские

труды на высочайших вершинах разума и взирали на мистерии Ордена не глазами

плоти, но всевидящими глазами духа. Именно они сохранили для нас — своих

преемников — масонский Орден и его учение, правильно истолковав и применив

которое мы сможем достичь тех же высот, что и они, и с вершины той же самой Горы

Прозрения увидеть всё, что было видно им.

Вряд ли многим удастся взойти на сии высокие горы прямо сейчас, в наш слишком

беспокойный и мрачный век. Но некоторые уже готовы и исполнены желания начать

восхождение, и книгу эту я написал прежде всего для них. Каждый из нас — кто

раньше, кто позже — непременно достигнет вершины. Но в настоящее время во всех

наших общественных институтах господствует дух материализма. Мудрость стала

редкостью, люди губят себя из-за собственной слепоты, и поиск Света осложняется

самыми неблагоприятными условиями. Но мистерия тьмы столь же важна, как и

мистерия Света; в созидающих руках Великого Архитектора, возводящего Дом Жизни,

тьма и Свет равноценны. Они — те самые колонны-близнецы, на которых, как на

самом прочном основании, зиждется весь Дом.