Манфред Луркер

Египетский символизм

даже столичный бог Мемфиса Пта назывался джедом, достойным уважения. В Мемфисе возник также ритуал установки джеда, которую совершал сам царь с использованием веревки и при помощи жрецов; символическое действие указывало на ожидаемую продолжительность царствования. Через отождествление Пта с богом некрополя Сокарисом, а последнего опять-таки с Озирисом с началом Нового царства бывший фетиш стал символом Озириса. При этом джед означал позвоночный столб бога. На днищах гробов из Нового царства на месте, где помещается позвоночник умершего, часто изображался джед как символ отождествления мертвого с Озирисом. Установка столба джеда символизирует также победу Озириса над его противником Сетом, который положил джед на бок. Из-за включения его в символику потустороннего мира джед становится имеющим глубокий смысл украшением умерших.

ДОМ

К материнской символике лона наряду с сосудом относится и дом. В египетском языке дом был приравнен к материнскому лону. Хатор - это дом Гора, Нут - дом поглощения, а Нехбет считается хозяйкой Большого дома, под которым понимается святилище верхнеегипетского государства. Имя Нефтида означает госпожа дома или госпожа усадьбы. К основным женским чертам характера относятся защита и охрана. Сосуд, дом и гробница указывают, таким образом, на главное в женской жизни : роды, брак и смерть. Изида оплакивает мертвого Озириса и хочет вернуть его назад: Приходи в свой дом, приходи в свой дом, ты, мой столп! Приходи в свой дом, прекрасный бык, господин людей, возлюбленный, господин женщин! Новое психоаналитическое значение столпу Озириса придает потерянный фаллос. Этот угол зрения объяснил бы также сущность бога Иммутефа, о котором говорится, что он - оплот своей матери. Это было бы синонимом к быку своей матери, что, к примеру, утверждается о Мине - представление, которое толкует бога плодородия как порождающего самого себя.

ДОПОЛНЕНИЯ К ГРОБНИЦЕ

Различные дополнения к гробнице объясняются представлениями, что жизнь после смерти, возможно, похожа на земную. Так, в гробницах доисторического и раннего исторического периода Верхнего Египта как дополнение находят пищу, посуду и оружие. Скоро стали удовлетворяться заменителями в виде объемных моделей (например, домов и кораблей) или даже изображениями, которые должны магическим образом стать для мертвого настоящими. Важнейшие детали снаряжения мертвых рисовались на стенах гробниц и камер начиная с периода Древнего царства. Часто речь идет о вещах, которые относятся к царскому облачению и должны давать умершему царскую власть в загробном мире. В дальнейшем на этих так называемых фризах с утварью появляются инструменты, туалетные принадлежности, сосуды для питья и пища.

ДУАЛИЗМ

Египтянин меньше ощущал двойственность в аспекте противоположности, чем в аспекте дополнения. Проявление двойственности - это не что иное как расщепление единого. Что представитель западной культуры понимает как символику противоположного, для египтянина - символика дополнительности. Одним из прекрасных примеров является ладья солнца; Эта ладья - серп луны, который держит солнечный диск. Единство дневного и ночного светила обнаруживается в символике быка Аписа, между рогами которого (символ серпа луны) находится солнечный диск; то же самое на головных уборах богинь Хатор и Изиды. Как в мифологическом плане связаны между собой Озирис и Изида, так связаны земные мужчина и женщина; и борьба между Гором и Сетом соответствует переходу от света к тьме и обратно. Небо и земля - не противоположности, а дополняют друг друга до мира в целом, так же как два государства в их единстве образуют Египет. По закону двойственности даже божества делятся на представителей верхнеегинетских и нижнеегипетскиих; так, бог Нила и богиня культового пения по имени Мерет характеризовались, смотря по обстоятельствам, вернеегипетским или нижнеегипетским гербовым цветком (лилией или папирусом) на голове. Царство мертвых было двойным (Аменти и Дуат), как и рай (Сект-Хотеп и Сект-Янру).

ДУША

Души умершей супружеской пары у пруда с цветами лотоса. Над ними богиня дерева, подающая умершим пищу и напитки

К полной сущности человека относятся наряду с телом, именем и тенью еще ка, ах и ба. Три последних понятия не всегда ясно определены и имеют в египетской истории часто различные значения. В то время как ба в образе птицы с человеческой головой ближе всего к греческому понятию души (психе), ах - иероглифически изображающая хохлатого ибиса - означает просто ясность.