на священную звезду Сойдет храм Хатор в Дендере), в направлении восток-запад. Оси храмов в скалах в Абу-Симбел точно ориентированы на точку восхода солнца в день равноденствия.
ОСЕЛ
В речевом обиходе египтян осел является метафорой измученного носильщика тяжестей. В потустороннем мире имеются демоны с ослиными головами, которые охраняют ворота в нижний мир. За малым исключением осел изображается как противник божественной власти. 77 ослов противостоят солнцу, чтобы запретить ему утренний восход. У же в Среднем царстве эти вытаскивающие зерно из земли животные рассматривались как подчиненные Сету существа, которые уносили присутствовавшего в зерне Озириса. С объявлением Сета вне закона его животное стало козлом отпущения. Со времени Нового царства к празднику Озириса относится ритуал, при котором осел Сета закалывается копьем. В Бузирисе удовлетворялись символической жертвой, когда образ осла печатали на жертвенных лепешках. Чтобы сделать безвредной тифоническую силу этого животного, иероглиф осел снабжался ножом на загривке.
ОТКРЫВАНИЕ УСТ
Приспособления для открывания уст
Ритуал открывания уст должен был путем магического акта возвращать умершему возможность использования своих органов. Место, где проводилась церемония у статуи, называлось золотым домом, это название использовалось также применительно к мастерским ваятелей и златокузнецов. Колдовство оживления также, проводилось около самого трупа и даже в мастерских бальзамирования. Хотя этот ритуал существовал уже во времена пирамид, о подробностях мы узнали из находок начиная с 18-й династии. За вступительными действиями очищения следует убийство быка, чья передняя ляжка (символ телесной силы) преподносилась статуе или мумии. Затем лица касались различными инструментами, особенно следует упомянуть нож с лезвием в виде рыбьего хвоста и похожее на плуг приспособление. В конце статую одевали, натирали мазью и подводили к жертвенной трапезе. Проводимый у статуй богов ритуал открытия уст должен, в символическом смысле, также открыть жизни новые чувства.
ОЧИЩЕНИЕ
Без очищения действенность (эффективность) культовых актов ставится под сомнение. Над входом в храм часто было написано: Вступающий в храм, будь чист. Стоящие перед воротами- храма тазы с водой должны были дать возможность сделать это. Жрецы и царь должны были проводить ритуальное очищение. В связи с омовением царя говорилось о воде всей жизни и благополучии; помещение для царского омовения называлось утренним домом и находилось всегда перед храмом; в Эдфу оно помещалось в вестибюле. Бог Солнца Ра также очищается перед дневным путешествием в небесном океане. Тексты Пирамида часто упоминают об очищающем купании для умершего, причем не для чистоты, а для обеспечения новой жизни. Здесь следует добавить освящение описанных Апулеем мистерий Изиды. Освящение посредством окропления позволяет, по египетскому обычаю, заменить обливание водой.
ПАЛЬМА
Богиня Хатор называлась госпожой финиковой пальмы (ее символом была также сикомора). Из пальмы она или богиня Нут доставала пищу и питье. Символическое значение имеют ветки пальмы; они считаются годовым знаком. На двери в храме Медамуда (теперь в египетском музее в Каире) изображено, как Сесострис III получает от Гора и Сета, богов Нижнего и Верхнего Египта, пальмовую ветвь как ярлык на долгое время правления.
ПАПИРУС
В искусстве цветок папируса был символом возникающего из первоводы мира; колонны в виде папируса поддерживали храмы, в которых каждый день заново повторялось творение, созидание.
Страна папируса (Нижний Египет) Скипетр в виде цветка папируса Букет цветов папируса
Поэтому папирус является гербовым растением Нижнего Египта и посвящается его богине Уто. Несколько растущих из одного корня стеблей папируса образуют знак Нижнего Египта. Идеограмма этого зонтичного растения означает зеленый, зеленеть и стала символом понятия процветать. Уто, названная Зеленой, изображалась часто как змея, вытянутая на кусте папируса. Уже в ранний период богиня изображается с палкой из папируса в качестве скипетра; в Древнем царстве эта эмблема относилась к Баст и Хатор. Богам и умершим преподносились букеты цветов папируса; они означали триумф и радость.
ПЕРВОХОЛМ
Появление первохолма из первоводы означает возникновение мира. Бог-творец поселяется на первохолме, а в Текстах Пирамид (например, изречение 1587) сам Атум рассматривается как холм. Город Мемфис создал в образе деятельного начала - что звучит как