мы хотим еще немного остановиться на нем и на окружающей его символике. Это превосходное дополнение к введению в многослойный мир символов. С каждым новым царем начиналась новая эра, каждое восшествие на трон было повторением трех мифически-исторических событий: введение Озирисом благоденствия и порядка, победа Гора над своим врагом, который хотел взять власть над Египтом и, наконец, объединение Верхнего и Нижнего Египта. В качестве символов-животных обеих стран были приняты коршун верхнеегииетского города Элькаб и змея из Буто в дельте Пила. На роскошном саркофаге Тутанхамона мы видим на лбу умершего в раннем возрасте властителя коршуна и королевскую змею как символы обеих стран. Коршун считался священной птицей богини Нехбет и символизировал белую корону Верхнего Египта, змея указывала на ее госпожу Уто и была символом красной нижнеегипетской короны. Здесь, таким образом, выражается в обоих гербовых животных, в коронах и в двух богинях дуалистическое представление древних египтян о том, что воспринимаемый разумом мир возник путем разделения первоначального единого целого.
В то время как в греческой мифологии имелись многочисленные примеры перехода из сферы богов в сферу смертных, в египетской религии оба мира были строго разделены. Есть только одно связующее звено, и это звено - царь. Мы до сих пор сознательно избегали понятия фараон. В Древнем и Среднем царствах пир-о означало царский дворец (большой дом). С 18-й династии этим словом стали обозначать царскую персону, а с 22-й династии оно служило титулом перед именем царя. Ритуальные действия при восхождении на трон были полны символики. Вначале кандидат на трои очищался водой жизни, чтобы он был юн, как Ра, который также очищается, прежде чем начинает свой путь но небу. Накануне коронации сооружался так называемый джед, вид колонны - возможно, как ритуал плодородия. Само коронование исполнялось, согласно изображениям на сохранившихся барельефах, - богами. После коронации царь посылал в направлении каждой из сторон света стрелу, тем самым он символически захватывал власть над миром.
Царь - это гарант как земного, так и космического порядка. Как и боги, он является носителем жизни, символ которой, крест с рукояткой, он держит в руках. Он несет на своей диадеме или на короне золотую налобную змею (урея), символ огненного глаза Солнца, который уничтожает всех врагов света. После длительного времени правления, обычно в течение тридцати лет после своего восшествия на трон, властитель нуждается в обновляющем притоке божественных сил. Этой цели служит празднование юбилея (Хеб-сед). Накануне показывают статую царя, которая должна быть погребена, причем это действие нужно было правильно истолковывать. Статуя служила, вероятно, для того, чтобы в этих сценах древних юбилейных празднеств представить символически останки умершего ритуальной смертью царя (Вольфганг Хельк). Ритуальное умерщвление царя проводилось также и у других народов стран Нила, например, в области культуры Мерое, где жрецы до времен Птолемеев определяли время жертвенной смерти. Когда мы обозначаем ритуальную смерть царя как жертвенную смерть, мы полностью осознаем значение этого слова. Народ, который приносит в жертву свое высшее благо, надеется тем самым получить новую жизненную силу. Как из убитого Озириса приходит новая жизнь, так и царь через свою смерть должен обеспечить дальнейшее существование своего народа. В юбилейном празднестве доисторический обычаи убийства царя был превращен в продолжение его жизни. Основанием для того, чтобы юбилей восхождения на трон отмечался именно через тридцать лет, служило время обращения Сатурна вокруг Солнца. В древности в Южной Индии имело место ритуальное умерщвление царя, когда проходило двенадцать лет его правления; здесь определяющим было время обращения планеты Юпитер. То, что положение небесных тел стало основанием для ритуальной смерти, но Фробениусу, свидетельствует о низком культурном уровне народов. В Кордофане гасили все огни до возведения на трон нового царя. Со смертью властителя гибнут право и порядок (символизируемые пламенем). При таком рассуждении церемония зажигания огня в египетский праздник Хеб-сед получает особое значение: царь сам раздувает новый огонь и гарантирует тем самым свет и жизнь.
К истории египетской культуры и религии
Во время ледникового периода в Европе долина Пила, вероятно, была областью болот, заселенной людьми только в отдельных местах. С постепенным превращением Северной Африки в стенные зоны кочевые племена, тянувшиеся