быть в форме полного кортежа 4 внутреннего происхождения, или она
может быть в виде одиночных элементов из различных хранимых -36- корте-
жей 4, которые "заменяют" один или более участков внешнего происхожде-
ния.
Полная схема, показывающая все три процесса, дана в приложении А.
Рис. 14
Когда мы общаемся в людьми, когда мы успешно достигаем изменений с
помощью лечения или достигаем успеха в обучении чему-то новому, мы всег-
да начинаем на неврологическом уровне с помощью звука наших голосов, а
также со взгляда и ощущения наших действий. Когда вмешательство (интер-
венция) происходит на лингвистическом уровне (см. Главу III), мы работа-
ем на кортеже 4 человека, на уровне социальных ограничений. На уровне
индивидуальных ограничений мы помогаем людям -37- понимать, как непра-
вильно функционируют их модели мира, как они вызывают боль и трудности в
их жизни или как они блокируют осознание альтернативных мыслей, чувств
или действий. В конце концов, любое изучение или лечебный опыт, которые
удались, становятся частью личной истории человека. Помещенная в Коробку
памяти, новая модель начнет формировать мышление и восприятие новыми,
позитивными и полезными для здоровья способами.
Важно узнать, как это сделали Бэндлер и Гриндер(13). Эта дискуссия
относительно ограничений процессов построения модели не мыслится как
всеобъемлющее представление, она не мыслится и как доказательство четко-
го деления на эти три вида ограничений. В действительности, они наклады-
ваются друг на друга. Целью этой книги является ознакомление читателя с
моделями для восприятия, предсказания и влияния на поведение. Они полез-
ны для этих целей даже при всей своей неточности. Модель просто предс-
тавляет то, что моделируется.
Комплексные эквиваленты
Одним из примеров перекрытия ограничений друг с другом, является
язык. Из-за влияния неврологических и индивидуальных ограничений внут-
ренние репрезентации языка (социальные ограничения) являются разными для
каждого человека. Для каждого изученного слова каждым имеет свои внут-
ренний опыт. Эти специфические виды опыта, связанные со словами, называ-
ются комплексными эквивалентами (14). Обычно тонкости между различным
пониманием слов людьми являются несущественными. Однако есть слова, ко-
торые иногда приводят к непониманию между людьми. Такие слова как лю-
бовь, взаимопонимание, партнерство, страх, сила, доверие, уважение, а
также выражения, связанные с восприятием человеком самого себя и окружа-
ющей среды являются основополагающими для процесса общения, как показы-
вает пример, приведенный ниже (рис. 15).
-38-
Рис. 15
Очень важно, когда вы изучаете основные принципы эффективного обще-
ния, отбросить предположение, что вы уже знаете значение слов, перечис-
ленных выше. Ваше "знание" основывается на вашей собственной модели ми-
ра, которая подвержена процессам обобщения, стирания и искажения, а так-
же неврологическим, социальным и индивидуальным ограничениям. Вместо то-
го, чтобы предполагать, что ваше понимание этих слов такое же, как и го-
ворящего, часто лучше просто спросить его собственные толкования. Благо-
даря этому вы не попадете в ловушку своей собственной модели мира. При
более полном понимании того, что имеет в виду говорящий, вы скорее уста-
новите раппорт и -39- станете более влиятельным при общении с ним. Опре-
деленные методы, как спрашивать человека о его толковании этих слов, а
также некоторые лингвистические ключи, используемые, когда необходимо
иметь больше информации, даны в главе III.
Резюме
Я не делаю попытку определить,
что такое человек, я описываю,
что человек делает.
Бойс
"Искусство осознания"
...Мы ищем прагматические повторы,
мы знаем, что она не будут простыми
статическими величинами или качествами,
а будут паттернами, аналогичными
математической концепции функции...
Вацлавик и др.
"Прагматика человеческого общения"
Имея дело с общением, очень важно отметить определение, сделанное
Вацлавиком, что все поведение является общением. В действительности,
имеются два вида коммуникативного поведения. Один включает в себя види-
мые паттерны взаимодействия, в основном, речь и открытые тесты. Другой
является внутренним общением, которое происходит внутри каждого из нас и
постоянно. Все виды общения явно влияют на нас. Основной темой этой кни-
ги