является наблюдение и использование определенных видов коммуникатив-
ного поведения.
Как только мы начинаем исследовать способы нашего осознания мириадов
видов опыта, называемых "жизнью", то становятся очевидными многие пове-
денческие паттерны. "Процесс человеческого моделирования" Гриндера и
Бэндлера предлагает нам -40- организационную основу из которой надо най-
ти различие между тем, что люди испытывают (территория) и тем, как они
осмысливают эти виды опыта (их карта или модель мира).
Вооружившись доказательствами, полученными в результате неврологичес-
ких исследований, мы расширяем это поведение построения модели и включа-
ем три ограничения: неврологическое, социальное и индивидуальное. Пони-
мая, что эти механизмы важны для создания индивидуальной модели, а также
для представления человеком кто есть он, мы начинаем первую фазу получе-
ния раппорта и доверия, очень важных для влиятельного и лечебного обще-
ния. Каждый человек создает свою модель мира. Именно это делает каждого
из нас уникальным и создает удивительное и прекрасное разнообразие лич-
ностей, с которыми мы сталкиваемся как внутри общества, так и между об-
ществами.
Мы разделяем универсальную лингвистическую конвенцию: понимание пре-
допределяет постоянство в языке на многих уровнях. Именно благодаря этим
постоянным паттернам поведения мы можем выжить в обществе, а также сох-
ранить навсегда общество. Эти самые виды поведения обеспечивают ключ к
пониманию того, как индивид создает не только радость и понимание, но
также боль и смущение в его повседневной жизни.
Некоторые элементы общения мы можем сознательно контролировать, одна-
ко, большинство из них находятся полностью вне нашего осознания, Как
только мы начинаем относиться к общению как к презентации уникальных
личных моделей, многие из идиосинкразий, которые приводят к неправильно-
му общению и непониманию друг друга, становятся вдруг инструментами для
более глубокого и всестороннего общения. Чем более проницательными мы
становимся, когда видим, слышим и чувствуем все посланные сообщения, тем
лучше мы сможем воспринимать, что в действительности имеется в виду. Это
осознание также даст нам возможность лучше использовать наши собственные
контакты общения для выражения того, что мы хотим и что -41- нам нужно,
не только обращаясь к другим, но также и внутрь самих себя.
Эта книга является презентацией различных моделей человеческого пове-
дения. Эти модели могут быть чрезвычайно полезны в качестве инструментов
для понимания, предсказания, а также формирования человеческих взаимо-
действии, которые мы называем общением. Но эти модели могут быть очень
ограниченными, если мы забываем, что они, в действительности, не являют-
ся реальностью. Мы должны всегда помнить идею, прекрасно выраженную Эд-
вардом Т. Холлом: "Все теоретические модели являются неполными. По опре-
делению они являются абстракциями, и поэтому оставляют реальные вещи вне
их. Но то, что они оставляют, является также важным, даже, можно ска-
зать, более важным, чем то, что не оставляется, так как именно это дает
структуру и форму системе". (За пределами культуры.) -42-
Глава II
МОДЕЛЬ КАТЕГОРИЙ ОБЩЕНИЯ
Колдуны творят, что мы находимся
внутри пузыря. Это пузырь, в который
нас помещают в момент нашего
рождения. Сначала пузырь открывается,
но затем он начинает закрываться
до полного запечатывания нас внутри.
Этот пузырь является нашим восприятием.
Мы живем внутри этого пузыря всю
нашу жизнь. И все, что мы видим на
его круглых стенах, является нашим
собственным отражением.
Карлос Кастанеда
"Сказки о силе"
Репрезентативные системы
В психологии восприятие является весьма привлекательным предметом для
изучения. Как уже обсуждалось в предыдущей главе, из-за того, что невро-
логический ввод формирует строительные блоки наших моделей мира, сущест-
вует много различных способов описания процесса, который мы называем
восприятием. Следуемое из этого основывается на неврологической модели,
представленной в Главе 1.
Имеются пять основных способов, с помощью которых люди изучают мир.
Мы можем видеть, чувствовать, слышать, нюхать и пробовать на вкус. Каж-
дый из этих сенсорных вводов имеет определенную локализацию в нашем моз-
гу, туда поступает эта информация, где она обрабатывается и записывает-
ся. В результате она трансформируется во что-то,