систему, вербализовать и визуально представлять
различного рода опыт. -58-
Некоторые гуманистические подходы, с другой стороны, используют
чувства или эмоции для достижения положительных изменений. Это дает воз-
можность индивидам с различными "картами мира" выбирать для себя наибо-
лее подходящую репрезентативную систему.
Чем скорее вы начнете подстраиваться под предикаты клиента и говорить
его языком, тем быстрее врач может достигнуть прогресса. Это справедливо
в любой ситуации, когда стремятся установить тесные взаимоотношения, в
независимости кто вы: врач, учитель или менеджер. Способность подстраи-
вать ваш собственный язык под предикаты других является очень важной в
установлении тесных интимных отношений, например, в семье, а также в си-
туациях, где люди должны работать вместе. Следующая иллюстрация де-
монстрирует, что иногда случается, когда два человека сходятся вместе в
рабочем окружении и говорят на двух разных "языках" (рис. 20).
Результат изменения вашего языка, чтобы подстроиться под человека, с
которым мы говорим, имеет две стороны. Первое, человек начинает чувство-
вать себя свободнее с вами, и наиболее вероятно, начнет доверять вам:
"Вот, наконец-то человек, который действительно меня понимает!".
Второе, вы создаете благоприятную окружающую среду, которая спо-
собствует правильному общению. Это происходит потому, что вы не оставля-
ете места для противоречий между тем, что вы говорите и внутренним опы-
том, моделью мира того человека, с которым вы разговариваете. Так же,
как вы больше "любите" его в его опыте, так и для него проще "любить"
вас.
Иерархии репрезентативных систем
Предпочитаемая репрезентативная система человека является такой сис-
темой, которую он использует для построения своей индивидуальной карты
мира. Один из методов определения, какую систему -59- предпочитает чело-
век, является тест смещения репрезентативной системы (см. приложение Б в
конце книги). Путем подсчета очков (баллов), как показано, вы можете оп-
ределить иерархию репрезентативных систем человека (8). Его предпочитае-
мая система будет иметь больше очков, чем его вторичная система, и т. д.
"Приоритет" репрезентативных систем человека имеет некоторые весьма важ-
ные последствия. Как уже было показано в предыдущих примерах, могут воз-
никнуть трудности, когда два человека, которым надо общаться, имеют раз-
ные предпочитаемые системы. Это особенно справедливо, когда различие
между очками большое, как в данном примере:
Человек А: V-7 К-20 А-10 D-13;
Человек Б: V-20 К-6 А-9 D-15.
Система с наименьшим количеством очков для человека А (визуальная
система) является в то же время предпочитаемой системой человека Б, и
наоборот. Их иерархии репрезентативных систем, таким образом, с точки
зрения "говорить на одном языке" уже являются непреодолимым препятствием
для эффективного общения!
Модель категорий общения
Предпочтение предикатов является только одним указанием на то, как
люди представляют и общаются с окружающим миром. В этом разделе мы пока-
жем, как определять предпочитаемые репрезентативные системы на невер-
бальном уровне.
В обсуждении вопроса о процессах моделирования человека одним из
главных предметов дискуссии был процесс обобщения, который является важ-
ным для нашей способности изучить громадную, сложную информацию и новые
виды п6ведения. Однако обобщения могут привести к тому, что поведение и
восприятие индивида становится непродуктивным (рис. 21). -60-
Рис. 21
Мета - принципы общения и изменения, представленные в этой книге, ос-
нованы на обобщениях . - поведенческих и образных в сфере деятельности
индивида и при постоянном его взаимодействии друг с другом. Но это
только модели поведения. Очень важно запомнить положение, высказанное
раньше: каждый имеет различную карту или модель реальности. Мы все раз-
ные. То, что дается на последующих страницах, есть обобщения, которые
полезны только тогда, когда они помогают нам более эффективно общаться.
Будьте осторожны и не ограничивайте вашу "карту мира" с помощью этих же
обобщений. Лучше доверять тому, что видишь, слышишь и чувствуешь, чем
полагаться на слишком обобщенную модель поведения. Запомните: если мо-
дель не подходит, не используйте ее.
Частично основываясь на работе Вирджинии Сатир (9), а также Бэндлера
и