Гриндера (10), я создал модель четырех основных категорий общения. Это
модель организована вокруг четырех предпочитаемых репрезентативных сис-
тем. Это визуальная система, -61- кинестетическая система, аудиальная
система и логическая система.
Имеется эффективная стенографическая запись, которая будет использо-
вана и дальше в этой книге, чтобы идентифицировать каждую из категорий
общения. Так как в модель включены четыре репрезентативные системы...
будут использоваться следующие названия (термины). Человек, демонстриру-
ющий характер, связанный с визуальной категорией общения, будет назы-
ваться "визуал". Тот, кто действует в пределах кинестетической мо-
дальности, будет называться "кинестетик". Тот, кто придерживается пове-
дения, связанного с аудиальной системой, будет называться "аудиал", а
человек, работающий, как логическая система, будет называться "дискрет".
Эти названия могут использоваться двумя способами. Один способ - это
описать индивида, который постоянно представляет опыт с одной системой
чаще, чем с другими. Другой путь это описать, как индивид представляет
свой опыт в определенной ситуации. В этом случае название идентифицирует
доминантный вид поведения в этой определенной ситуации. Рассматривая ил-
люстрацию на стр.56, например, мы могли бы сказать, что мужчина - это
"кинестетик", а женщина - это "визуал".
Структура модели категорий общения
Этот перечень представляет собой специфические области поведения, ох-
ватываемые моделью категорий общения. Эти виды поведения различны для
каждой из четырех систем и описываются подробно в тексте. Полная таблица
11 со специфическими видами поведения, записанными как системы "визуал",
"кинестетик", "аудиал" и "дискрет", дана в приложении В.
1. Предикаты, которые предполагают репрезентативную систему (предпо-
читаемая система).
2. Поза.
3. Тип тела и движения.-62-
4. Губы.
5. Паттерны дыхания.
6. Тональность, скорость и темп речи.
7. Взгляд по отношению к другим.
8. Правила, как смотреть во время слушания.
9. Категории Сатир.
10. Нарушения мета-модели: лингвистические идиосинкразии.
11. Неправильно образованные значения мета-модели.
12. Ключи доступа.
Очень важно всегда помнить при чтении этой книги о предупреждении,
сделанном выше. Эта модель, а также название, связанные с ней, являются
только обобщениями о людях. Они стирают большую часть информации; это
только часть того, как они предполагают функционировать. Они могут об-
легчить для нас восприятие, понимание и предсказание поведения. Однако,
как уже было сказано в популярном тексте по психологии: "Названия, пред-
назначенные быть только описательными, могут также рассматриваться как
объяснения проблемы(12)". Примеры, приведенные в последующих разделах,
предназначены для упрощения задачи обнаружения поведенческих паттернов.
Однако помните, что всегда лучше использовать ваши собственные наблюде-
ния, когда модель не подходит.
ЯЗЫК ПОЗЫ И ТЕЛА
Хотя наследственность играет важную роль в создании физической внеш-
ности каждого из нас, психологи уже давно установили взаимозависимость
между личностью (нашей моделью мира) и физическими характеристиками(13).
Так как эти физические качества выражаются внешне, они являются коммуни-
кативными сигналами, которые могут быть полезными инструментами в про-
цессе демистификации общения. -63-
"Визуал"
"Госпожа Маккалвари была моей учительницей в третьем классе. Я помню
ее хорошо, может быть, даже с теплотой. Она была такая высокая и тощая,
так что мы называли ее страусом, хотя, возможно, что такое название она
заслужила и от того, что носила иногда яркий "наряд". Казалось, она
смотрела всегда свысока на каждого, а также постоянно издавала скрипучие
звуки, когда говорила с вами".
Это описание выдуманной госпожи Маккалвари является хорошим примером
некоторых свойств, часто проявляемых "визуалами". Обычно типичный "визу-
ал" тонкий, хотя вам может повстречаться очень толстый или тучный "визу-
ал".
Рис. 22
Они обычно стоят прямо, с прямыми плечами или спиной. Люди - "визуа-
лы" держат шею прямо в соответствии с телом. Когда они идут, кажется,
что их "ведет подбородок", а их движения можно характеризовать,