Байрон А. Люис, Р. Френк Пуселик

NLP Магия Нейролигвистического программирования бе

паттер-

нов.., существующих в мозгу, сенсорном аппарате и мышцах человека". -12-

Мы использовали эту гипотезу для создания динамической модели личности.

Во время периодов взаимодействия, происходящих при общении, становят-

ся очевидными определенные структуры поведения. Так же как и язык, кото-

рым мы пользуемся, структурируется из семантики и грамматики, так и бо-

гатое и разнообразное невербальное поведение людей следует хорошо струк-

турированному порядку.

Мы, однако, сталкиваемся с той же дилеммой, которая уже давно стояла

перед лингвистами. Носитель любого языка формирует свою речь без необхо-

димого осознания используемых правил. Таким же образом правила невер-

бального поведения маскируются самой их сущностью: они являются неосоз-

нанными процессами.

В обоих случаях мы должны изучить эти правила путем анализа их конеч-

ных продуктов: языка и поведения. Как утверждали Вацлавик, Бевин и Джек-

сон в "Прагматике человеческого общения": "Цель сводится к наблюдению за

этими процессами, проявляющимися посредством языка и поведения, иденти-

фикации общего паттерна". Достаточно хорошая модель, говорит- Вацлавик,

даст нам возможность оценивать, предсказывать, а также влиять .на пове-

дение.

В первом томе "Структуры магии" Ричард Бэндлер и Джон Гриндер дают

целый набор точных и ясных инструментов для систематизации и описания

наших наблюдений. Существуют три механизма, являющиеся общими для любой

деятельности, связанной с построением модели: обобщение, стирание и ис-

кажение. Бэндлер и Гриндер называют их "универсальными процессами чело-

веческого моделирования" (2). Эти три процесса работают на каждой стадии

осознания и использования наших моделей мира. Они подчеркивают наши воз-

можности концентрироваться, планировать и изучать, а также мечтать. Они

становятся очевидными для подготовленного наблюдателя посредством речи и

поведения человека. Научиться обнаруживать и использовать эти универ-

сальные процессы и есть основная тема данной книги. -13-

Обобщение

Процесс обобщения частично объясняет, как мы можем быстро изучить

что-то. Например, многие "новые" виды поведения, включают в себя инфор-

мацию о поведении в подобных ситуациях в прошлом. Из-за такой схожести

мы можем сделать обобщение из предыдущего опыта поведения без необходи-

мости изучать новое поведение "с нуля". Способность обобщать, базируясь

на прошлом опыте, означает, что нет необходимости тратить большое коли-

чество времени и энергии на изучение новых видов поведения. Такой же

процесс используется при изучении новых концепций и при других процес-

сах, связанных с тем, что мы называем "мышлением". В сущности, обобщение

устраняет необходимость повторно изучать концепцию поведения, каждый

раз, когда мы сталкиваемся с несколькими видами оригинала.

Одной из форм такого процесса является наша способность понять сло-

во-символ, например слово "стул" и затем применять символ к другим фор-

мам с подобными функциями (рис. 4). Обобщение способствует быстрой асси-

миляции различных видов информации.

Рис. 4

-14-

Стирание

Как было установлено, центральная нервная система человека получает

более двух миллионов бит информации каждую секунду. Рассматривая этот

факт с точки зрения эффективности КПД, можно сказать, что если бы каждый

бит этой информации был обработан и использован, то затраченные время и

энергия были бы астрономическими. Вот здесь и нужен процесс стирания.

Наша центральная нервная система в действительности работает как "экра-

нирующий механизм" и дает нам возможность функционировать на пике эффек-

тивности (КПД). Как указывает Олдос Хаксли в книге "Двери восприятия",

опыт "должен быть пропущен через редукторный клапан мозга и нервной сис-

темы. После этого останется только жалкая струйка того сознания, которое

поможет нам выжить на поверхности именно этой планеты".

Очевидно, что наша способность стирать части, загораживающие вход,

необходима для нашего выживания.

(Париж весной)

Paris in the the spring.

(Змея в траве)

A snake in the the grass.

(Удар сзади)

A kick in the the rear.

Один из моих любимых примеров стирания представлен в этих трех пред-

ложениях. Чтобы уяснить, что вы видите, существует тенденция стирать те

части предложения, которые не имеют смысла. Обратите внимание