системы, способны использовать любую
другую систему, они обычно полагаются на предпочитаемую ими систему для
получения большего количества информации.
Как вы можете себе . представить, существует большая вероятность для
дискомфорта и неправильного общения между двумя индивидами с разными ве-
дущими репрезентативными системами. Если "визуалу" нужна большая дистан-
ция, чтобы получить "ясную картину" процесса, то "кинестетик" хочет
сблизиться на близкое расстояние, достаточное для обеспечения "хорошей
связи". Визуал реагирует на это стрессом. Этот стресс передается пос-
редством напряжения скелетных мышц и голосовой тональности "кинестети-
ку", который реагирует тем, что также впадает в стресс. Конечно, в
стрессовой ситуации "кинестетик" захочет еще большего "контакта", дис-
танция уменьшается, что приводит к еще более сильному стрессу для "визу-
ала".
Описанный выше процесс почти полностью не осознается участвующими ин-
дивидами. Этот паттерн обычно встречается у пар, которые приходят на
консультацию. Результаты обычно вербализуются следующим образом:
Муж: "Я никогда не чувствую, что мы действительно как-то связаны,
особенно, когда мы спорим. Я чувствую большое расстояние между нами".
Жена: "Кажется, что он никогда не получает полной картины. Он всегда
отбирает мое пространство и "лезет" ко мне, когда мы стараемся серьезно
поговорить". (Конечно, эти роли часто меняются.)
Антрополог Эдвард Холл, которого я уже цитировал, отмечал, что имеют-
ся подобные паттерны внутри всех культур. В одной статье Холл указывает,
что из всех изучаемых им культур, арабы больше всего предпочитают как
можно более близкую "дистанцию для разговора", чем другие, особенно по
сравнению с типичным "американцем". Его описание их поведения является
интересной смесью социальных ограничений (см. Главу 1) и репрезентатив-
ных систем.
-71-
В целом, все, что они делают, является кодированием, видом синтезиро-
вания их реакций. Они говорят себе: "Что я чувствую по отношению к этому
человеку?". Это означает на современном американском: "Какие вибрации я
получаю от него?". Они также реагируют на запах и на тепловые качества
другого человека. Мы говорим о каком-либо человеке с теплой личностью.
Буквально это правильно, и также существует очень холодный человек. Это
человек, который отбирает тепло у вас. Итак, они чувствуют также тепло-
вые, обонятельные и кинестетические нюансы. Во время разговора на Ближ-
нем Востоке люди часто касаются друг друга... (14)
Расположение "аудиалов" и "дискретов" по отношению к другим менее
постоянно, хотя они обычно стараются расположиться достаточно близко,
чтобы слышать. "Дискреты" избегают как физического, так и визуального
контакта. Может быть, визуалный ввод не дает возможность "дискрету" как
следует сосредоточиться, чтобы поддерживать контроль над его вербальным
выходом, в то время как касание имеет возможность "снова соединить его"
с чувствами, от которых он отделен.
Если "дискреты" и "визуалы" будут смотреть поверх голов других, "ду-
мая" и "выискивая правильные слова", то "аудиалы" обычно опускают глаза
вниз и в сторону от говорящего, также чтобы не отвлекаться, хотя чаще
они это делают, когда слушают, чем когда говорят.
Физический контакт
Те, кто обычно общается, используя логическую категорию, вполне воз-
можно изучили определенный паттерн, с которым они справляются. Испытывая
стресс, эти индивиды, как кажется, отделены от своих чувств, эмоций и
даже от осознания тела. Они делают это путем "ухода в свои головы" и за-
полнением пустоты потоком слов. -72-
Физический контакт с другими людьми может неожиданно напомнить "диск-
ретам" об их теле и о чувствах и эмоциях, от которых они отделили себя.
Может быть, по этой причине они научились держать некоторую физическую
дистанцию между собой и другими. Это необходимо запомнить при общении с
"дискретами", а в некоторых случаях также и с "визуалами". Касание может
быть использовано для отвлечения этих индивидов от своих постоянных мыс-
лительных процессов, чтобы помочь им снова восстановить контакт со своим
телом и эмоциями.
Правила для