слушания
Кажется, что есть определенные правила слушания, связанные с каждой
из категорий общения. Хотя эти правила изменяются в зависимости от
культур(15), для каждой категории они остаются постоянными в пределах
одной культуры. Правила связаны с прямым контактом глазами и даются ни-
же. Если их выучить, то эти правила помогут вам глубже понять и контро-
лировать процесс общения.
Человек, действующий на базе визуальной системы, должен уметь видеть
говорящего, чтобы проще понимать, что было сказано. Эта необходимость
затем обобщается или "проекцируется" на - других, с кем "визуал" общает-
ся. Правило "взгляд-слушание" может быть сформулировано следующим обра-
зом:
"Так как я должен смотреть на вас, чтобы слышать и понимать вас, то и
вы должны смотреть на меня, чтобы мне знать, что вы слышите и понимаете
меня".
В случае "дискретов" и особенно "аудиалов" правило "взгляд-слушание"
становится обратным, так как визуальный ввод отвлекает их способность
слушать и понимать, "аудиалы" и "дискреты" могут сформулировать правило
взгляда следующим образом: -73-
"Я должен смотреть в сторону, чтобы слышать и понимать".
Для них визуальный компонент не является важным в процессе общения.
Нет необходимости глядеть, смотрит или нет слушающий человек, т. к, ви-
зуальный компонент не является важным элементом для них в процессе обще-
ния.
Противоречие между этими двумя правилами имеет много последствий. Как
часто вы видели или
Рис. 26
принимали участие в суете, изображенной на рисунке, когда рассержен-
ный взрослый держит ребенка за подбородок и говорит: "Смотри на меня,
когда я разговариваю с тобой!". Это часто является примером конфликта
между правилами взгляд-слушание (рис. 26).
В стрессовых ситуациях у "дискретов" и "аудиалов" зрительный контакт
с собеседником вызывает дискомфорт, и в этот момент они плохо восприни-
мают и усваивают речь. Это в основном справедливо и для кинестетиков.
Визуальная система не дает этим категориям людей достаточно информации
для наиболее полного восприятия окружающего мира.
Существует и другая трудность, которая возникает с правилом
взгляд-слушание, когда кто-либо верит, -74- что если собеседник смотрит
в сторону, когда говорит, то это означает, что он лжет (16). В ситуации,
описанной выше, если ребенок не действует на основе визуальной системы,
ему, возможно, будет трудно разговаривать, глядя непосредственно на
взрослого. При этом ребенку вероятно будет очень трудно "думать" в своей
привычной системе без того, чтобы не смотреть в сторону (17). Это может
привести к ужасным последствиям, если, например, взрослый подумает, что
ребенок лжет, потому что продолжает смотреть в сторону.
В Главе I несколько другое правило контакта глазами было рассмотрено,
принимая во внимание социальные ограничения. В этом примере было показа-
но, как недостаток знаний или непонимание социальных правил может при-
вести к конфликту между индивидами различных социальных слоев. Очень
важно признать, что различия существуют также между индивидами и в одно-
родной социальной группе. Это потому, что люди обычно ориентируют себя
на аспекты опыта, которые соответствуют предпочитаемым ими репрезента-
тивным системам. Когда вы можете идентифицировать эти различия между
людьми, то вы можете проще "подстраиваться", "видеть яснее" и "присоеди-
няться" к моделям мира других людей. Это и есть "магические качества"
очень эффективных коммуникаторов. Путем идентификации и использования
этих различий вы подвергнетесь меньшему риску сделать ошибку, выражая
свое отношение к поведению другого, основываясь только на стандартах ва-
шей собственной модели. Вам будет проще "перекинуть мост" между собой и
вашими клиентами, студентами, сослуживцами и со всеми, с кем вам прихо-
дится общаться.
КАТЕГОРИИ САТИР
Следующие поведенческие паттерны вышли из под пера необычайно одарен-
ной Вирджинии Сатир, которая всегда помогала людям. В своей книге -75-
"Создание людей" Сатир идентифицирует - четыре "позы", которые люди час-
то принимают во время процесса общения (17). В своей преувеличенной фор-
ме, говорит Сатир, "...такой преувеличенной, чтобы никто не смог бы про-
пустить этого",