Байрон А. Люис, Р. Френк Пуселик

NLP Магия Нейролигвистического программирования бе

слушания

Кажется, что есть определенные правила слушания, связанные с каждой

из категорий общения. Хотя эти правила изменяются в зависимости от

культур(15), для каждой категории они остаются постоянными в пределах

одной культуры. Правила связаны с прямым контактом глазами и даются ни-

же. Если их выучить, то эти правила помогут вам глубже понять и контро-

лировать процесс общения.

Человек, действующий на базе визуальной системы, должен уметь видеть

говорящего, чтобы проще понимать, что было сказано. Эта необходимость

затем обобщается или "проекцируется" на - других, с кем "визуал" общает-

ся. Правило "взгляд-слушание" может быть сформулировано следующим обра-

зом:

"Так как я должен смотреть на вас, чтобы слышать и понимать вас, то и

вы должны смотреть на меня, чтобы мне знать, что вы слышите и понимаете

меня".

В случае "дискретов" и особенно "аудиалов" правило "взгляд-слушание"

становится обратным, так как визуальный ввод отвлекает их способность

слушать и понимать, "аудиалы" и "дискреты" могут сформулировать правило

взгляда следующим образом: -73-

"Я должен смотреть в сторону, чтобы слышать и понимать".

Для них визуальный компонент не является важным в процессе общения.

Нет необходимости глядеть, смотрит или нет слушающий человек, т. к, ви-

зуальный компонент не является важным элементом для них в процессе обще-

ния.

Противоречие между этими двумя правилами имеет много последствий. Как

часто вы видели или

Рис. 26

принимали участие в суете, изображенной на рисунке, когда рассержен-

ный взрослый держит ребенка за подбородок и говорит: "Смотри на меня,

когда я разговариваю с тобой!". Это часто является примером конфликта

между правилами взгляд-слушание (рис. 26).

В стрессовых ситуациях у "дискретов" и "аудиалов" зрительный контакт

с собеседником вызывает дискомфорт, и в этот момент они плохо восприни-

мают и усваивают речь. Это в основном справедливо и для кинестетиков.

Визуальная система не дает этим категориям людей достаточно информации

для наиболее полного восприятия окружающего мира.

Существует и другая трудность, которая возникает с правилом

взгляд-слушание, когда кто-либо верит, -74- что если собеседник смотрит

в сторону, когда говорит, то это означает, что он лжет (16). В ситуации,

описанной выше, если ребенок не действует на основе визуальной системы,

ему, возможно, будет трудно разговаривать, глядя непосредственно на

взрослого. При этом ребенку вероятно будет очень трудно "думать" в своей

привычной системе без того, чтобы не смотреть в сторону (17). Это может

привести к ужасным последствиям, если, например, взрослый подумает, что

ребенок лжет, потому что продолжает смотреть в сторону.

В Главе I несколько другое правило контакта глазами было рассмотрено,

принимая во внимание социальные ограничения. В этом примере было показа-

но, как недостаток знаний или непонимание социальных правил может при-

вести к конфликту между индивидами различных социальных слоев. Очень

важно признать, что различия существуют также между индивидами и в одно-

родной социальной группе. Это потому, что люди обычно ориентируют себя

на аспекты опыта, которые соответствуют предпочитаемым ими репрезента-

тивным системам. Когда вы можете идентифицировать эти различия между

людьми, то вы можете проще "подстраиваться", "видеть яснее" и "присоеди-

няться" к моделям мира других людей. Это и есть "магические качества"

очень эффективных коммуникаторов. Путем идентификации и использования

этих различий вы подвергнетесь меньшему риску сделать ошибку, выражая

свое отношение к поведению другого, основываясь только на стандартах ва-

шей собственной модели. Вам будет проще "перекинуть мост" между собой и

вашими клиентами, студентами, сослуживцами и со всеми, с кем вам прихо-

дится общаться.

КАТЕГОРИИ САТИР

Следующие поведенческие паттерны вышли из под пера необычайно одарен-

ной Вирджинии Сатир, которая всегда помогала людям. В своей книге -75-

"Создание людей" Сатир идентифицирует - четыре "позы", которые люди час-

то принимают во время процесса общения (17). В своей преувеличенной фор-

ме, говорит Сатир, "...такой преувеличенной, чтобы никто не смог бы про-

пустить этого",