которое он оказывает на
восприятия и поведение индивида, делает его весьма важным. Как уже было
показано на примере истории о человеке, охваченном паникой, индивиды под
влиянием стресса обычно обращаются к предпочитаемой репрезентативной
системе. Имеется одна хитрость в этой стратегии, направленная на то,
чтобы справиться со стрессом. Она заключается в том, что во время стрес-
совых ситуаций люди должны иметь самое большое количество различий, так-
же как и самое большое количество информации об окружающей среде. По
иронии судьбы, именно в эти периоды времени люди выбирают (несозна-
тельно) ограничивающие паттерны своих предпочитаемых систем, часто за
счет исключения других систем.
Когда люди идут в кабинет врача на консультацию, то это обычно из-за
того, что они в своем распоряжении имеют очень ограниченные ресурсы. Лю-
ди часто хотят получить консультацию, так как они страдают от стрессов,
связанных с эмоциональной болью или проблемами, возникающими в сложном
обществе. Распознавание ограничений людей может помочь им найти альтер-
нативы, новый выбор -78- восприятия и поведения. Это справедливо для
многих видов окружения, от класса до бизнес-офиса.
Ваша способность идентифицировать и использовать ту же репрезентатив-
ную систему, что и те, с которыми вы живете и работаете, поможет вам в
развитии и сохранении высокого уровня эффективного общения. Определение
категорий общения, используемых этими людьми в различных ситуациях, мо-
жет помочь вам получить их доверие, в то же время давая вам возможность
получать необходимую информацию, чтобы помогать им производить измене-
ния, которые они хотят и а которых нуждаются. Это действительно есть
"магия" сильного и эффективного общения.
Когда человек общается с вами, он предоставляет вам информацию о том,
как он создал свою модель мира. Она включает данные о том, как и где не-
которые ограничения были встроены в его модель. С такой информацией вы
не только можете использовать его опыт, но также мажете, изменять его
восприятие и виды поведения, которые ограничены и болезненны. Это может
быть сделано вербально и невербально, путем использования всех аналого-
вых систем позы тела, дыхания, тональности голоса и т. д. Вот пример,
показывающий некоторые из этих приемов.
Человек, ярко выраженный "визуал", пришел на первичную беседу. Вы уже
почти знаете его, основываясь на комбинации позы, строения тела, размера
губ, одежды, использования предикатов и других ключей. Вы уже знаете,
что одним из его правил общения является необходимость смотреть, чтобы
понять, что говорит другой человек. Если бы вы отворачивались при разго-
воре, как делают многие люди, то он мог бы обвинить вас в том, что вы не
обращаете на него внимания. Контакт может быть еще более затруднен, если
вы расположитесь слишком близко и "захватите его пространство". Запомни-
те, что визуально ориентированные люди обычно чувствуют себя более ком-
фортно, когда они могут видеть вас с некоторого расстояния, чтобы полу-
чить "всю перспективу". -79-
Путем принятия правил этого человека, путем подстраивания к его пре-
дикатам, т. е., в сущности, путем действий на основе его модели мира, вы
начинаете прокладывать путь к успешным взаимоотношениям. Вы можете зер-
кально отражать различные аспекты категории общения этого человека
подстройкой вашей позы, тональности, предикатов, а также путем подчине-
ния правилам, связанным с этой системой. Это позволит вам иногда обнару-
жить болевые точки и ограничения в восприятии данного человека, которые,
если бы было иначе, оставались скрытыми для вас. В то же время де-
монстрируя "приятно" путем "отзеркаливания", вы даете человеку возмож-
ность видеть, слышать и чувствовать себя такими способами, которые обыч-
но за пределами его сознания. Как только раппорт поддерживается, вы мо-
жете использовать эту довольно хрупкую форму обратной связи. Например,
вы можете привести человека в более комфортное состояние с помощью прос-
того моделирования таких изменений в самом себе. Путем изменения его
"рефлексии" таким способом, человек имеет возможность действительно ис-
пытать новый выбор на глубоком, подсознательном уровне и, так сказать,
"опробовать его". Пока вы открыты для малейших изменений в человеке, с
которым вы работаете, вы можете немедленно сказать, подходят или нет из-
менения