поведения. Если, однако, человек изображает поведе-
ние (процесс еды), т. е. иными словами, использует аналоговое общение,
скорее всего мы поймем значение этого слова. Но наряду с тем, что в ряде
случаев аналоговое обиженно более универсально (и более "примитивно"
(1)), оно также и ограничено несложными, но очень важными способами. Так
как аналоговое общение может только изображать вещь или действие, оно не
может изобразить мысль или идею и поэтому не может изобразить отрицание.
Только более абстрактная и универсальная логическая репрезентативная
система может выражать отрицание. Эта система может передавать также
время и число манипуляций, чего аналоговые системы не могут делать.
Другим ограничением является двусмысленность. Улыбка (аналог) может
появляться из-за опыта удовольствие или из-за болевого опыта ("Широко
улыбнись и тогда вынесешь это"). Пожатие плечами может означать "Я сда-
юсь", "Мне все равно" или "Я не знаю". Так же как и у аналогового
компьютера всегда присутствует ошибка (или ошибки) в переводе, -83- а в
аналоговых системах человека нет определителей, чтобы различить, какое
сообщение предполагается (2).
Только понимая значимость механизмов, участвующих в процессе закреп-
ления ярлыков за нашими разными видами опыта, мы можем стать более ус-
тойчивыми к тому влиянию, которое оказывают эти ярлыки на наше восприя-
тие. Нет ничего необычного в том, что о поведении судят по внешним про-
явлениям, приклеивая название или ярлыки к нему и более или менее "ове-
ществляя" его. Но это ограничивает наше восприятие. Доктор Палаззоли го-
ворит об этой проблеме в книге "Парадокс и Контрпарадокс". Она вместе с
группой исследователей обнаружила, работая с семьями шизофреников, что
внешнее проявление не обязательно является действенным доказательством
значения поведения. Она пишет; "Например, если пациент кажется подавлен-
ным, то делаем вывод, что он подавлен, и мы идем дальше, чтобы понять,
почему он подавлен, приглашая и поощряя его рассказать нам о его грус-
ти".
Лингвистическое декондиционирование
Усвоив, что их понимание является еще одним шагом вперед, доктор Па-
лаззоли и ее коллеги начали исследовать поведение клиента не только в
пределах семьи, но также и в клинике. Посредством процесса, который они
назвали "лингвистическое декондиционирование", они начали изменять свои
представления о поведении клиента, меняя категорическое: "Он подавлен",
на "Он, кажется, подавлен".
С этой выигрышной точки гораздо проще наблюдать воздействие поведе-
ния, чем копаться в причинах поведения. Может быть, более полезно опре-
делить значение поведения или общения по его воздействию на окружение
индивида. Это особенно важно, когда мы имеем дело с некоторыми формами
аналогового общения. -84-
МЕТА-МОДЕЛЬ: ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
В 1975 году Ричард Бандлер и Джон Гриндер опубликовали книгу, которая
в общих чертах обозначила их мета-модель (3), ставшую теперь популярной.
Это лингвистический (логический) инструмент, который оказался весьма по-
лезным в психотерапии и в процессах коммуникации. Он основывается на
наблюдении, что поведение человека, особенно лингвистическое поведение,
подчиняется определенным правилам. Процессы обобщения, стирания и иска-
жения, используемые при создании наших моделей реальности, используются
при создании нашей лингвистической репрезентации опыта.
Как это показано здесь, мета-модель включает насколько отличий от
оригинала, а ее формат изменяется. Однако основные исходные посылки все
еще применяются.(4)
При любом общении разговорный или письменный язык, называемый поверх-
ностной структурой (SS), дает слушателю богатый выбор информации о гово-
рящем. Она указывает, как человек осмысливает мир, как он искажает свои
восприятия, а также когда и где эти искажения встречаются. Предикаты,
например, могут указывать на предпочитаемую им репрезентативную систему.
Поверхностная структура может также указать, когда и какие виды опыта
говорящий систематически оставляет вне его репрезентации мира. Помогая
говорящему "повторно связаться" с невысказанной частью его логической
репрезентации опыта, называемой глубокой структурой (DS), вы начинаете
процесс исследования. Этот процесс может заполнить разрывы в процессе
понимания, которые могут возникнуть