между вами, а также помочь говоряще-
му признать и бороться с ограничениями развития и опыта, о которых он,
может быть, даже и не подозревал. -85-
ТРАНСФОРМАЦИОНАЛЬНАЯ ГРАММАТИКА
Современная школа лингвистики (5) предполагает взаимосвязь между тем,
что говорится или пишется индивидом, и некой более глубокой внутренней
лингвистической репрезентацией. Создание предложения, реальный звук или
записанная последовательность символов и фраз называется поверхностной
структурой (SS). Глубокая структура (DS) является также системой симво-
лов и фраз, но она гораздо более сложная и абстрактная. DS является пол-
ностью лингвистической репрезентацией человеческого опыта, которую можно
считать намерениями или мыслью, стоящими за предложением SS.
Теория говорит, что DS трансформируется в SS с помощью целой серии
правил. Специалисты по трансформациональной грамматике говорят, что DS и
SS связаны определенными формальными операциями, которые соответствуют
концепциям обобщения, стирания и искажения, описанных в Главе I.
НАРУШЕНИЕ МЕТА-МОДЕЛИ
Каждый раз, когда вы читаете или слушаете говорящего человека, вы
чувствуете необходимость "идти внутрь", чтобы понять, о чем говорят. В
этот момент вы испытываете то, что называется "нарушением мета-модели".
Тот факт, что вы сбиты с толку и нуждаетесь в информации внутреннего
происхождения, которой недостает или которая искажена в SS говорящего,
является показателем того, что ваши интуитивные процессы как носителя
языка начинают использоваться. Это довольно ценный процесс, т. к, он
позволяет говорящему, пишущему получить большую часть информации и быст-
ро заполнять все пробелы. Однако тот же процесс может значительно огра-
ничить способность говорящего выразить то, что он в действительности
имеет в виду. Язык человека может также указывать на области, где он
имеет ограничения своей способности -86- воспринимать все богатство оп-
ределенных видов опыта. Результатом таких ограничений и искажений может
быть то, что говорящий имеет ограниченный выбор поведения в определенных
ситуациях.
РЕАКЦИИ МЕТА-МОДЕЛИ
Мета-модель делает вполне определенными те семантические и синтакси-
ческие контексты, в которых встречаются ее нарушения. Как только они
систематически распознаются, то появляются специфические реакции ме-
та-модели, которые вы можете использовать для восстановления стертого
материала, а также чтобы помочь говорящему восстановить связь с его глу-
бокой структурой. Восстановление связи с наиболее полной лингвистической
репрезентацией человеческого опыта может помочь ему понять, как опреде-
ленные обобщения, стирания и искажения вызывают боль и ограничивают вы-
бор и восприятие. Это открывает путь к улучшению здоровья и позитивным
изменениям.
Мета-модель является набором из восьми лингвистических различий, ко-
торые можно сгруппировать в три категории. Первая категория, сбор инфор-
мации, начинает процесс раскрытия и исследования определенных частей
опыта говорящего, которые отсутствуют в его поверхностной структуре или
имеются, но в искаженной форме. Вторая категория, расширение пределов,
дает вам инструменты, чтобы помочь говорящему определить, а потом расши-
рить границы или ограничения его модели мира. Это помогает говорящему
получить больше видов выбора, как поведения, так и восприятия. Последняя
категория, изменение значений, продолжает процесс роста и расширения пу-
тем исследования с говорящим того, как он понимает себя и свои взаимоот-
ношения с людьми и окружающим миром. -87-
Схема мета-модели (1)
Глубокая структура является наиболее полной лингвистической репрезен-
тацией, какую только человек мог бы передать своему опыту. Это символи-
зируется более обширной площадью, показанной на рис. 27. Глубокая струк-
тура включает пограничную линию, а также все пространство внутри нее.
Поверхностная структура является частью глубокой структуры, выраженной
индивидом, когда он говорит или пишет. Она представлена заштрихованной
частью более обширного пространства. Обратите внимание на рисунок, как
"конфигурация" SS соответствует "конфигурации" DS. В основном те же про-
цессы мы используем для создания наших моделей , реальности, и SS явля-
ется незаменимым указателем того, как говорящий воспринимает мир вокруг
него. Именно посредством SS мы получаем информацию об остальной части
модели говорящего. С помощью