Байрон А. Люис, Р. Френк Пуселик

NLP Магия Нейролигвистического программирования бе

или предмет. Слова, подобные "этот, это, -91- тот, то, та, оно"

- все являются примером неспецифического референтного индекса.

Всегда, когда человек выбрасывает или не определяет важные элементы

предложения, то он идет на риск, что его неправильно поймут. Данный при-

мер продемонстрирует, какие проблемы могут возникнуть (рис. 29).

Рис. 29

В этом примере женщина выражает эмоциональную реакцию на что-то, что

совсем не обязательно связано с мужчиной. Она могла, например, "сходить

с ума" от того, что у нее поехали чулки. Его ответная реакция на ее пер-

воначальное заявление показывает, однако, что он принял это как личное и

устроил сцену со всеми последствиями. Если бы -92- женщина была более

определенной с самого начала, то вся сцена совершенно изменилась.

Вот другие примеры нарушения этой мета - модели:

Говорящий: "Это не сработает".

Ответ (реакция): "Что конкретно не сработает?".

Говорящий: "Это важно".

Ответ (реакция): "Что важно?".

Говорящий: "Я не хочу говорить об этом".

Ответ (реакция): "О чем конкретно вы не хотите говорить?".

Так же, как и в предыдущем случае с различием мета - модели, стремясь

выявить недостающую информацию, вы преследуете две цели: во-первых, луч-

ше понять собеседника, во-вторых, определить, находится ли данная инфор-

мация в его сознании. Например, если говорящий ответил на вопрос в пер-

вом примере: "Конкретно я не знаю. У меня смутное чувство, что что-то не

стыкуется", то вы сразу же узнаете несколько важных вещей. Теперь вы

знаете, например, что индивид действует на базе аудиальной репрезента-

тивной системы (см. Предпочтение предикатов в Главе 11). Вы знаете так-

же, что первоначальный раздражитель .для "смутного чувства" находится

вне его сознания и, поэтому, вне его контроля. Обнаружение таких вещей о

говорящем может быть важным при определении, из чего состоит его модель

мира. Повторное воссоединение говорящего с недостающим материалом DS пу-

тем задавания вопросов - реакций мета-модели может часто дать ему

большее чувство осознания и, таким образом, больше видов выбора в том,

как чувствовать и вести себя.

Такое нарушение мета-модели связано с индивидами, действующими на ау-

диальной и логической репрезентативных системах. Так же, как и в случае

первого различия, неспецифический референтный индекс является одним из

способов выражения мыслей . и идей, чтобы было трудно бросить им вызов.

Благодаря тому, что они не выделяют то, о чем они говорят, "аудиалы" и

"дискреты" создают ситуацию, в которой они наименее противоречивы.

-93Очень важно запомнить, что путем использования подходящих ответов

(реакций) на любое нарушение мета-модели, проницательный приверженец ме-

та-модели получает ценную информацию, которая может увеличить его спо-

собность установить раппорт. Он также может использовать паттерны для

влияния (часто на глубоком подсознательном уровне) на модель мира гово-

рящего. Это сильное лингвистическое воздействие расширяет как восприятие

говорящего, так и его опыт реагирования на окружающий мир.

3. Обобщенный референтный индекс - это существительное или местоиме-

ние, которое относится к неспецифической группе или категории (рис. 30).

Это нарушение обычно в английском языке и встроено в широко известные

идиомы, часто или "Мужчины не плачут", или "Женщины плохие водители". В

этих двух примерах слова "мужчины" и "женщины" являются обобщенными ре-

ферентами.

Как и в случае предыдущего различия, это нарушение часто встречается

у аудиалов и дискретов. Вместо того, чтобы идентифицировать специфичес-

кую ситуацию или опыт, некто использует обобщенный референтный индекс:

"Люди, которые делают эти вещи, не очень внимательны". или "Тот, кто

впадает в плохое настроение в такой момент, может считаться довольно

незрелым". Они даже могут говорить о себе в такой же непрямой манере:

"Если бы только можно было рассмотреть такой вопрос..." или "Есть те,

кто не согласился бы с вами".

Это нарушение особенно важно уловить, когда говорящий уже описал

конкретного человека или свой личный опыт и, на основе этого, переходит

к обобщению целой категории явлений. В главе I, например. Шарон де-

монстрирует обобщения, как часть своей модели