Байрон А. Люис, Р. Френк Пуселик

NLP Магия Нейролигвистического программирования бе

на лишний

определенный артикль "the" в каждом предложении. Многие люди просто даже

не видят его, пока им на это не укажут. Итак, как мы видим, этот процесс

находит широкое применение в области человеческого общения. -15-

Искажение

Третий универсальный процесс человеческого моделирования образует ос-

нову для большинства актов творчества. Искажение является процессом, с

помощью которого мы изменяем наше восприятие, а также наш сенсорный

опыт. Используя этот процесс, мы создаем и наслаждаемся произведениями

живописи, музыки и литературы. Он Также дает нам возможность мечтать,

фантазировать и планировать будущее. Давая нам возможность манипулиро-

вать нашим восприятием реальности, а также словом при осознании или за-

поминании его, искажение позволяет нам создать уникальные переменные.

Некоторые из наших "созданий" могут быть даже за пределами возможностей,

определенных нашей моделью реальности. Однако не зависимо от того, при-

водит ли искажение к "количественному скачку" в нашем мышлении или прос-

то позволяет нам "интерпретировать" Пикассо, этот процесс является важ-

ным при моделировании мира.

Рис 5.

Рис. 5 выражает "визуальный парадокс". Из-за того, что он представля-

ет противоречивую информацию, наблюдатель старается понять очевидно ир-

рациональную фигуру. Это искажение происходит -16- от того, что мозг мо-

жет воспринимать определенный вид информации, в данном случае двухмерный

набор линий, и преобразовывать его во что-то несуществующее: трехмерную

форму.

Эти удивительные процессы построения модели (обобщение, стирание и

искажение) являются, однако, обоюдоострыми. Будучи очень важными для на-

ших творческих возможностей, они могут - также приносить боль и страда-

ние индивиду. Как эти столь необходимые инструменты создают боль? Как

они ограничивают восприятие и искажают поведение? Как они становятся

приводящими к обратным результатам для нормально живущей и развивающейся

личности? Они делают все это, осуществляя свои функции в соответствии со

своим предназначением. Данные примеры - показывают, как эти процессы мо-

гут работать за и против интересов индивида.

Исследование одного случая

Несколько лет назад у меня была клиентка, которая прекрасно де-

монстрировала двойственность функции универсальных процессов человечес-

кого моделирования. Вот факты, которые показывают эти процессы в

действительности.

Еще ребенком Шарон несколько раз имела очень приятный опыт в опреде-

ленной группе читателей. Это очень скоро обобщилось в чтение всего под-

ряд, и Шарон стала прилежным "книжным червем". Это можно считать положи-

тельным примером процесса обобщения.

Одной из причин, почему Шаром пришла на консультацию, была, как она

это назвала, "боязнь мужчин". Этот "страх" удерживал ее и не давал ей

расслабиться достаточным образом, чтобы завязать близкие отношения. По

ее словам, мужчины пугают ее, она боится, что единственное, чего они хо-

тят - это использовать ее в своих интересах. Мы быстро нашли причину ее

страха. Шарон при- -17- помнила сильно травмировавший ее опыт с мужчи-

ной, когда она была подростком. Этот один ужасный опыт она начала пере-

носить на все "мотивы" мужчин. Эти обобщения стали частью ее модели мира

и упорно не давали ей возможности радоваться близким, любовным отношени-

ям, которых она так хотела. Так же как и с ее опытом в чтении, этот про-

цесс моделирования произошел "автоматически", вне ее сознания.

Предположения являются обобщениями

Проводят эксперимент с дверями в ванную комнату. Берется ручка от

обычной двери и устанавливается на не запирающуюся, одностворчатую

дверь. Чтобы отпереть такую дверь, вам нужно только толкнуть ее, и она

автоматически откроется внутрь, Шутка состоит в том, что устанавливается

"ложная" ручка на той же стороне двери, где находятся петли. Результаты

этого эксперимента довольно интересны (рис. 6).

Рис. 6

Дети обычно без проблем обнаруживают ловушку и попадают в ванну. Од-

нако, когда взрослые берутся за ручку, а дверь не открывается, они пред-

полагают, -18- что ее либо заело, либо она заперта. Их предположение ба-

зируется естественно на обобщениях прошлого опыта с закрытыми или закли-

нившими дверями. Эта часть их модели мира не позволяет им произвести не-

обходимое исследование, чтобы обнаружить ловушку,