на лишний
определенный артикль "the" в каждом предложении. Многие люди просто даже
не видят его, пока им на это не укажут. Итак, как мы видим, этот процесс
находит широкое применение в области человеческого общения. -15-
Искажение
Третий универсальный процесс человеческого моделирования образует ос-
нову для большинства актов творчества. Искажение является процессом, с
помощью которого мы изменяем наше восприятие, а также наш сенсорный
опыт. Используя этот процесс, мы создаем и наслаждаемся произведениями
живописи, музыки и литературы. Он Также дает нам возможность мечтать,
фантазировать и планировать будущее. Давая нам возможность манипулиро-
вать нашим восприятием реальности, а также словом при осознании или за-
поминании его, искажение позволяет нам создать уникальные переменные.
Некоторые из наших "созданий" могут быть даже за пределами возможностей,
определенных нашей моделью реальности. Однако не зависимо от того, при-
водит ли искажение к "количественному скачку" в нашем мышлении или прос-
то позволяет нам "интерпретировать" Пикассо, этот процесс является важ-
ным при моделировании мира.
Рис 5.
Рис. 5 выражает "визуальный парадокс". Из-за того, что он представля-
ет противоречивую информацию, наблюдатель старается понять очевидно ир-
рациональную фигуру. Это искажение происходит -16- от того, что мозг мо-
жет воспринимать определенный вид информации, в данном случае двухмерный
набор линий, и преобразовывать его во что-то несуществующее: трехмерную
форму.
Эти удивительные процессы построения модели (обобщение, стирание и
искажение) являются, однако, обоюдоострыми. Будучи очень важными для на-
ших творческих возможностей, они могут - также приносить боль и страда-
ние индивиду. Как эти столь необходимые инструменты создают боль? Как
они ограничивают восприятие и искажают поведение? Как они становятся
приводящими к обратным результатам для нормально живущей и развивающейся
личности? Они делают все это, осуществляя свои функции в соответствии со
своим предназначением. Данные примеры - показывают, как эти процессы мо-
гут работать за и против интересов индивида.
Исследование одного случая
Несколько лет назад у меня была клиентка, которая прекрасно де-
монстрировала двойственность функции универсальных процессов человечес-
кого моделирования. Вот факты, которые показывают эти процессы в
действительности.
Еще ребенком Шарон несколько раз имела очень приятный опыт в опреде-
ленной группе читателей. Это очень скоро обобщилось в чтение всего под-
ряд, и Шарон стала прилежным "книжным червем". Это можно считать положи-
тельным примером процесса обобщения.
Одной из причин, почему Шаром пришла на консультацию, была, как она
это назвала, "боязнь мужчин". Этот "страх" удерживал ее и не давал ей
расслабиться достаточным образом, чтобы завязать близкие отношения. По
ее словам, мужчины пугают ее, она боится, что единственное, чего они хо-
тят - это использовать ее в своих интересах. Мы быстро нашли причину ее
страха. Шарон при- -17- помнила сильно травмировавший ее опыт с мужчи-
ной, когда она была подростком. Этот один ужасный опыт она начала пере-
носить на все "мотивы" мужчин. Эти обобщения стали частью ее модели мира
и упорно не давали ей возможности радоваться близким, любовным отношени-
ям, которых она так хотела. Так же как и с ее опытом в чтении, этот про-
цесс моделирования произошел "автоматически", вне ее сознания.
Предположения являются обобщениями
Проводят эксперимент с дверями в ванную комнату. Берется ручка от
обычной двери и устанавливается на не запирающуюся, одностворчатую
дверь. Чтобы отпереть такую дверь, вам нужно только толкнуть ее, и она
автоматически откроется внутрь, Шутка состоит в том, что устанавливается
"ложная" ручка на той же стороне двери, где находятся петли. Результаты
этого эксперимента довольно интересны (рис. 6).
Рис. 6
Дети обычно без проблем обнаруживают ловушку и попадают в ванну. Од-
нако, когда взрослые берутся за ручку, а дверь не открывается, они пред-
полагают, -18- что ее либо заело, либо она заперта. Их предположение ба-
зируется естественно на обобщениях прошлого опыта с закрытыми или закли-
нившими дверями. Эта часть их модели мира не позволяет им произвести не-
обходимое исследование, чтобы обнаружить ловушку,