мира: "Все мужчины только
и стремятся использовать женщину в своих интересах". Если попросить Ша-
рон уточнить, кого она имеет в виду, под "Все мужчины" и "женщину", то
можно определить происхождение этих обобщений. Но, -94- что более важно,
так это то, что процесс идентификации непроизводительных и ограничиваю-
щих частей ее модели дал возможность Шарон снова воспринимать ее
собственную силу в создании опыта для нее самой. В этом различии обрати-
те внимание
Рис. 30. Обобщенный референтный индекс
на существительные и местоимения, такие как "они", "каждый", "мужчи-
ны", "женщины", "никто", "люди" и т. д., и на прилагательные, такие как
"все" и "каждый", а также на существительные во множественном числе,
например, "Спортивные машины опасны". Данная иллюстрация дает один воз-
можный исход такого заявления, высказанного невинным образом, но не в
подходящее время, -95-
Другие примеры:
Говорящий: "Любовные отношения -это опустошение".
Ответ (реакция): "Какие любовные отношения ты считаешь опустоши-
тельными!".
Говорящий: "Теперь каждый знает".
Ответ (реакция): "Кто конкретно знает".
Говорящий: "Люди такие беззаботные".
Ответ (реакция)! "Кто конкретно беззаботный?"
4. Обратный референтный индекс встречается, когда говорящий, высказы-
вая что-нибудь, как бы принимает действие глагола в предложении, но не
выполняет никакого действия, выраженного глаголом (рис. 31). Вы сразу же
сможете распознать этот паттерн, который типичен для людей, находящихся
в депрессии. Такие заявления, как "Никто не заботится обо мне" и "Я
иногда думаю, что каждый готов завладеть мной" являются примерами этого
паттерна. В общих предложениях говорящий уходит от того, что он "от-
ветственен" за действие, и передает всю полноту власти кому-то другому.
"Обо мне", "меня" или, иными словами, говорящий становится беспомощной
жертвой ответственных кого либо или чего-либо. Это обычно встречающийся
паттерн, используемый индивидами, действующими на основе кинестетической
системы.
Данная иллюстрация показывает другой аспект этого нарушения. Человек
не только очевидно воспринимает себя как беспомощного, но он также не
может понять, что именно он делает такого, на что он жалуется. Известный
психотерапевт, создатель Гештальттерапии Фритц Перлс, наз-
вал этот лингвистический паттерн "проекцией". Мартин Шепард пишет в
сво-
ей книге "Фритц": "То, во что мы верим или то, что мы видим . в дру-
гомчеловеке или в мире, в большинстве случаев является неизменяющейся
прое-
кцией. Таким образом, такое заявление, как "Нэнси - это сплетница",
дол-
жно быть перефразировано в "Я сплетница". Она продолжает, что если
люди
берут ответственность на себя таким путем.., то у них есть возмож-
ность
получить опыт "Ага!", в -96-
Рис. 31
котором уже есть признаки "Это я!". Это уже относится к "овладению
проекциями". Требуя от клиентов поменять позицию и стать "активным"
агентом в предложении, Фритц Перлс, заставлял пациентов брать на себя
ответственность за их собственное существование. Такая трансформация
восприятия приводила к положительным изменениям поведения".
Вот другие примеры такой обратной техники:
Говорящий: "Он для меня не хороший".
Ответ (реакция); "Постарайтесь сказать: "Я нехорош для него", а затем
расскажите, что вы испытали".
Говорящий: "Каждый ненавидит меня".
Ответ (реакция); "Постарайтесь сказать: "Я ненавижу каждого".
-97-
Говорящий: "Никто не любит меня".
Ответ (реакция): "Можете ли вы сказать: "Я никого не люблю?"".
Другая форма нарушения часто демонстрируется людьми, действующими в
визуальной категории общения. Помните, что "визуалы" организуют виды
опыта таким образом, чтобы исключить "контакт" с теми, кто вокруг них.
Одним из способов удерживания такой дистанции является лингвистический
паттерн обратного референтного индекса. Реакция мета-модели на эти нару-
шения будет такой же, как вышеуказанная, и, наиболее вероятно,