они имеют в виду. Так как это может привести к
недопониманию или неправильному пониманию, очень важно всегда бороться с
этим нарушением. Так как это особый случай стирания, то вашей целью
должно быть получение информации, необходимой для понимания, модели мира
пациента. Если вы будете продолжать это делать, то вы заметите законо-
мерности в модели мира пациента. Это поможет вам стать более эффективным
коммуникатором и будет способствовать процессу положительных изменений.
РАСШИРЕНИЕ ПРЕДЕЛОВ
Расширение выбора оптимальной стратегии поведения позволяет человеку
оптимально реагировать в стрессовых ситуациях. -107-
Схема мета - модели (2)
Оставшиеся реакции (ответы) мета - модели разрушают ограничения, ко-
торые обнаруживаются в модели мира пациента. Эти ограничения первона-
чально представлены в форме SS пациента. Путем использования подходящих
ответов мета-модели определяются границы DS. Результатом этого будет
большее количество выборов как чувствовать, видеть и слышать мир, а так-
же альтернативы поведения, которое было неудовлетворительным, болезнен-
ным или ограничивающим.
Борьба с границами расширяет модель говорящего. Расширение сначала
имеет места в SS и затем обобщается в модели мира говорящего (рис. 36).
Рис. .36
Модальные операторы - это лингвистический термин, определяющий грани-
цы модели мира человека. Чтобы выйти за эти границы, надо вызвать неко-
торое катастрофическое ожидание, которое, как верит говорящий, он не мо-
жет контролировать. Ввод этого ожидания в сознание пациента поможет ему
проверить и оценить его действенность. Если предел оказывается необосно-
ванным, то границы могут быть удалены из соответствующей части модели
мира человека. Этот процесс дает говорящему большее количество выборов
его мыслей и чувств. Он расширяет его осознание и позволяет ему разви-
вать альтернативное поведение в ответ на сходные ситуации. Два вида мо-
дальных операторов даются ниже. -108-
1. Модальные операторы необходимости (рис. 37).
Они обычно характеризуются в многочисленных примерах императивом
"следовало бы". Например, кто-либо говорит: "Мне, действительно, следо-
вало бы быть более гибким в такие моменты, как этот". Подходящей реакци-
ей мета-модели будет "Как по вашему, что случится, если вы не будете бо-
лее гибким?". Такая форма вопроса требует, чтобы пациент осознал осново-
полагающее катастрофическое ожидание, которое вызвало первоначальное
высказывание. Если он определит, что оно действенно, он может решить
сохранить его в качестве полезного. Если, однако, окажется, что это при-
носит ему излишнюю боль или препятствует более адекватному поведению или
росту личности, тогда это должно быть отвергнуто. Иллюстрация модального
оператора необходимости и катастрофического ожи-
Рис. 37. Модальный оператор необходимости
-109- дания приведена ниже. Эти две вещи часто не присутствуют вмес-
те, и иногда говорящий бывает удивлен, обнаружив, чем является его ожи-
дание.
Вот слова, которые выражают недостаток выбора или указывают на недос-
таток у пациента осознания своего участия и ответственности за свои
чувства и действия: "должен", "следовало бы", .а также противоположные
им: "не следовало бы", "не должен" и т. д. Вот примеры этого нарушения
метамодели:
Пациента "Я никогда не должен говорить такие вещи".
Ответ (реакция): "Что случится, если вы будете говорить?".
Пациент: "Мне надо было бы понять, когда ему это нравится".
Ответ (реакция): "Как вы думаете, что случится, если вы не поверите в
это?".
"Следовало" слышится часто, когда один человек обвиняет другого: "Вам
следовало бы знать это лучше". Этот паттерн типичен для человека,
действующего на основе визуальной модели, особенно под влиянием стресса.
Таким способом "визуал" может вербально выразить внешне свою фрустрацию
или гнев, направленные на человека или ситуацию и в тоже время исключить
свою ответственность за это.
2. Модальный оператор возможности (рис. 38). Он существенно ограничи-
вает индивидуальную модель мира. Когда человек говорит: "Я не могу", то
он говорит о чем-то, что он воспринимает как бы вне своей способности
или сферы влияния. Однако часто восприятие человека, а не его способ-
ность, окружающая среда или ситуация является ограничением.