В данной ил-
люстрации, например, начальное высказывание первого мальчика, следующее
за катастрофическим ожиданием, является демонстрацией предела его модели
мира, которая не дает ему даже попытаться получить то, что он хочет.
-110-
Имея модальный оператор возможности, вы можете прекрасно исследовать
с говорящим ограничения или границу его модели мира. С помощью реакции
на вопросы "Что останавливает вас?" или "Что случится, если вы это сде-
лаете?" вы помогаете
Рис. 38. Модальный оператор возможности
говорящему определить действенность предела, а также является ли он
функциональным или нет для него. Итак, этот вопрос помогает осознать
обычно подсознательное катастрофическое ожидание. Вот другие примеры из
такого лингвистического паттерна:
Говорящий: "Я не мог бы сказать что-либо подобное этому".
Ответ (реакция): "Что бы остановило вас? Что бы случилось, если бы вы
сказали?". -111-
Говорящий: "Я не могу сделать это".
Ответ (реакция): "Что, как вы думаете, случится, если вы действи-
тельно сделаете это?".
Говорящий: "Для меня невозможно полюбить когда-нибудь еще".
Ответ (реакция): "Что вас удерживает от того, чтобы полюбить?".
"Кинестетики" под влиянием стресса обычно, воспринимают себя как лю-
дей, лишенных возможности управления, как людей, отдавшихся "на милость"
ситуации или каких-либо индивидов. В этом случае они обычно используют
лингвистическую форму "Я не могу...", так как она подходит к их внутрен-
ней репрезентации ситуации.
Вызов на борьбу
Запомните, когда вы начинаете бороться с моделью мира человека (бро-
саете ей вызов), то вы иногда можете расшатать сами основы его системы
веры. Очень захватывающее зрелище, когда люди начинают понимать, что они
действительно могут контролировать ситуацию вопреки ранее сложившемуся
мнению, и что они действительно изменяют свои мысли, чувства и поведе-
ние. Однако неожиданная реализация такой дополнительной ответственности
может быть неприятной или даже травматической для некоторых. Будьте го-
товы оказать дополнительную поддержку и понимание тем людям, которые на-
чинают производить драматические изменения в себе и в своих моделях ре-
альности.
Кванторы общности. Универсальные кванторы. Это слова, которые утверж-
дают абсолютные условия для восприятия реальности говорящим. Они часто
указывают, что обобщение было сделано из специфического опыта в жизни
пациента. В Главе I Шарон выразила такую вещь во время сеанса, что она
верит, "...все мужчины только и думают, как использовать женщин в своих
целях". Она сделала обобщение на основе нескольких неприятных опытов,
что все мужчины ведут себя вот таким особым -112- образом. С точки зре-
ния лингвистики ее использование слова "все", как универсального кванто-
ра, указывает, что такое обобщение было сделано. В ее случае было очень
важно разрушить его. Для этого необходимо было показать, как
Модель ограничивает ее восприятие мира. В иллюстрации, приведенной
ниже (рис. 39), мужчина так ограничен рамками своего восприятия, что он
даже не воспринимает радостные приветствия своей прекрасной, здоровой
семьи.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КВАНТОРЫ (кванторы общности) Помогая говорящему распоз-
нать, что такое заявление является обобщени-
ем и что оно совсем не обязательно основывается на реальности, вы на-
чи-Рис. 39 -113- наете расширять его восприятие, снимаете те ограниче-
ния, которые приносят ему страдания. Реакция мета-модели на фразы, кото-
рые включают такие слова как "всегда", "никогда", "все", "всегда ничего"
и т. д., должна быть направлена на спрашивание говорящего, осознает ли
он какие-либо противоречия в его высказывании. Другой эффективной реак-
цией будет повторение его высказывания, акцентируя ваш голос на универ-
сальные кванторы, чтобы показать абсурдность или невозможность высказы-
вания. Вот некоторые примеры:
Говорящий: "Я никогда не делаю ничего правильно".
Ответ: (реакция) "Можете ли вы подумать о моменте, когда вы сделали
что-нибудь правильно?"
Говорящий: "Каждый относится ко мне плохо".
Ответ: (реакция) "Каждый относится к вам плохо, каждый кого вы знае-
те, даже ваш лучший друг, даже молочник?"
Говорящий: "Ничего особенного никогда не