случается со мной".
Ответ: (реакция) "Интересно, можете ли вы вспомнить, по крайней мере,
один раз, когда что-то особенное случилось с вами?".
Облегчение процесса
Юмор может занимать важное место а лечебной обстановке. Когда клиент
приходит и находится под влиянием стресса и боли, то серьезность ситуа-
ции может иногда охватить весь сеанс. Однако юмор является важной частью
нашего опыта, и когда мы можем смеяться над собой, то бывает проще восп-
ринимать и изменять наши неудачи и просчеты. Врач, который может ис-
пользовать юмор, чтобы облегчить процесс изменения и обнаружения ошибок,
сможет также использовать свой талант для быстрого получения и поддержа-
ния позитивного раппорта с пациентом. -114-
Одним из интересных и полезных аспектов универсальных кванторов явля-
ется то, это ..дам часто имеют встроенные, лечебные двойные связки. Они
могут быть использованы, чтобы помочь говорящему быстро расширять пред-
полагаемый предел. Вот примеры этого:
Если клиент говорит: "Хотя я хочу, я никогда не буду ее уважать; я
всегда получаю от нее то, что я хочу", то врач отвечает: "У меня есть
для вас домашнее задание. В течение следующей недели мне хотелось бы,
чтобы вы попросили ее дать вам только то, за что вы могли бы ее ува-
жать".
Если клиент входит и говорит: "Вы запасть я никогда не могу выучить
ничего надето во время лечебного сеанса", то консультант отвечает: "Ну
хорошо, вашим заданием на сегодня будет выучить одну вещь вполне опреде-
ленно, а именно то, что вы не можете ничему научиться на этом сеансе".
Изменения значений
Этот раздел, заканчивающий описание мета - модели, имеет дело с логи-
ческими значениями (семантикой) слов в SS человека. Все приведенные да-
лее нарушения мета-модели имеют общую черту незавершенности иди логичес-
кой невозможности. Слова и фразы в этой категории составляют некоторые
из наиболее спорных и полезных мест, откуда можно отправиться в путе-
шествие для последования и расширения модели мира говорящего.
Чтение мыслей. Эта концепция Предполагаете что человек может знать,
что другие люди чувствуют или думают (что представляет собой их внутрен-
ний опыт) без того, чтобы проверить эти знания вместе с ними. -115-
Рис. 40
Эти тайные предположения относительно внутреннего состояния другого
могут вызвать много боли и взаимного недопонимания (рис. 40). Как вы ви-
дите на этом примере, чтение мыслей может не дать человеку достичь лич-
ных целей. Это тот случай, когда фраза "Если бы только она действительно
знала, что он чувствует..." имеет смысл!
Когда кто-либо делает заявление, которое подразумевает знание внут-
реннего эмоционального состояния или мыслей другого человека, то имеются
два вида реакции мета-модели, которые можно использовать. Одну из таких
реакций (ответов) можно применить в присутствии человека, о котором было
сделано это высказывание. Просто попросите того, кто читает мысли, про-
верить свое заявление вместе с тем человеком. В этом случае другой -116-
человек может помочь говорящему более точно настроиться на его мысли или
чувства. Постоянно настаивая на том, чтобы пациенты постоянно сверяли
свои высказывания, касающиеся чтения мыслей, с людьми, о которых идет
речь, вы создаете хорошую предпосылку для более тонного вовлечения их в
процесс общения.
Есть и другая реакция (ответ) мета-модели. Надо просто спросить гово-
рящего: "Как вы это узнали?". Очень часто его ответ даст вам большое ко-
личество информации о том, как он ощущает мир вокруг себя. Вы можете
также получить указания о личностных правилах (см. Главу II), которые
использует пациент при построении и сохранении своей модели реальности.
Как показывает вышеприведенная иллюстрация, если бы женщину спросили,
как она "узнала", что мужчина "даже не интересуется", то ее ответ мог бы
быть: "Ну, он, как мне кажется, никогда не смотрит прямо на меня, когда
разговаривает. И, как мне кажется, он даже не замечает, когда на мне на-
дето что-либо красивое". Получив такую информацию, вы теперь знаете, что
для нее "заинтересованность" означает, когда при разговоре смотрят прямо
на нее и комментируют то, что на ней надето. Эта информация может быть
особенно важной в семейном окружении или при других тесных отношениях.
Ниже приведенный отрывок из сеанса семейной терапии дает пример