того,
как часто происходит этот лингвистический паттерн.
"Джек Л., опоздав на сеанс, приходит, сразу обращается к своей жене,
заявляя: "Я знаю, что ты думаешь, и все вы! Вы все разочарованы во мне.
Вы думаете, что я опять подвел вас. Вы даже не любите меня больше. Я для
вас только "бездельник". О, я знаю, вам это неприятно, но я выскажусь".
Каким-то образом Джек решил, что он уже знает, что в голове у каждо-
го, что каждый думает и чувствует. Так как он опоздал на сеанс, эти идеи
не основываются ни на каких "конкретных" доказательствах. Это основыва-
ется только на его -117- собственных ожиданиях, на его собственной моде-
ли мира. И это вполне очевидно, когда мы слышим ответы других членов
семьи на его вербальный "взрыв", когда он вошел в комнату. Его жена,
Джоун, говорит первой, а затем уже 17-летняя дочь Сюзан.
Джоун говорит нежно: "Откуда это ты взял? Ты знаешь, Джек, я только
что собиралась тебе сказать, как мне приятно видеть тебя. Я хочу, чтобы
ты знал, как мне приятно, что ты решил прийти. (Джоун начинает плакать.)
И я совсем не думаю, что ты никчемный человек... Я люблю тебя".
Сюзан: "Я тоже, папочка. Что заставляет тебя подумать, что мы разоча-
ровались в тебе? Мне так приятно, что ты здесь".
Затем врач спросила "Джек, что же привело вас к мысли, что все в вас
разочаровались, что они вас не любят и думают, что вы никчемный чело-
век?". Ответная реакция Джека говорит многое нам о его модели мира,
включая и его собственные правила.
"Ну, я не знаю. Когда я вошел, я увидел, что каждый сидит со скрещен-
ными руками, и вы знаете, как будто они все сошли с ума или еще что-ни-
будь. Когда я сел около жены, она даже не взглянула на меня, она продол-
жала упорно смотреть на пол, вы знаете, так поступают люди, когда они
обозлены. Я знаю этот взгляд! Сюзан, ты хмуро посмотрела на меня, как на
постороннего, как будто я никчемный человек, ты знаешь. Я, конечно, сде-
лал много, чего не следовало бы делать. И поделом, что никто меня не лю-
бит!".
Калиброванное общение
Чтение мыслей играет особую роль при калиброванном общении или при
калиброванных петлях, Это подсознательные, часто причиняющие боль пат-
терны общения, которые можно наблюдать между индивидами в парах или в
семьях (7). Приведенный -118- выше пример показывает, что то, что жена
Джека смотрит на пол, означает что-то специфическое для него. Его "Я
знаю этот взгляд" указывает, по крайней мере, на частичное осознание его
части в хорошо знакомом ему паттерне общения между ними. Эта "петля",
последовательность "взгляда" и его реакция на него, повторялась нес-
колько раз во время сеанса. Как только жена Джека смотрела на пол, он
чувствовал себя подавленным. Его реакция не была связана с содержанием
проходящей беседы, а основывалась на незначительных сублиминальных приз-
наках. Все это виды подсознательного невербального общения, которые име-
ют особое значение для принимающих в них участие индивидов. В случае с
Джеком, это рассматривание пола - "быть разозленным". Кем бы вы ни были,
врачом, кон-
Рис. 41, Проектируемое чтение мыслей
-119- сультантом или просто человеком, работающим с людьми, ваша спо-
собность распознать и ввести эти паттерны в сознание всех людей, прини-
мающих участие в сеансе, может помочь устранить их вредное воздействие.
Чтение мыслей довольно коварная вещь, т. к. может работать двумя спо-
собами. Один способ, уже показанный выше, происходит из "Я знаю, что вы
думаете". Другая форма чтения мыслей встречается, когда человек верит,
что другие должны знать, что он думает или чувствует. Ниже дается ил-
люстрация, которая является примером такой формы обратного или проекти-
руемого чтения мыслей. Используя этот паттерн, пациент направляет в об-
ратную сторону чтение мыслей и проектирует его на других. Женщина, как
показано на иллюстрации (см. рис. 41), верит в то, что если она "знает"
без вопросов, как сделать мужчину счастливым, то и он "должен знать" без
вопросов, как сделать ее счастливой.
Борьба с такой формой чтения мыслей так же важна, как и борьба с дру-
гой формой. Вот несколько примеров различных видов чтения мыслей:
Пациент: "Я знаю, что хорошо для него".
Ответ: (реакция) "Как вы узнали, что хорошо для него?".
Пациент: