и им постоянно не уда-
ется войти без "помощи" хозяев.
Одним из путей к тому, что Шарон смогла стать хорошим читателем, была
ее способность не отвлекаться на шум и внешние визуальные раздражители.
Она научилась систематически стирать из своего сознания все, что могло
бы помешать ее способности концентрироваться на книге, которую она чита-
ла. Это было очень продуктивное использование процесса стирания.
В течение всех, последующих лет после травмировавшей встречи Шарон
также систематически стирала из своего сознания позитивные, нормальные
ответные реакции мужчин, которые интересовались ею. Ее "избирательное
отношение" позволяло ей сознавать только то, что они "использовали ее в
своих интересах". Так как ее модель мира не включала возможность тепло-
го, доброго и честного отношения между мужчинами и женщинами, она не
осознавала этих качеств, когда они имелись у обожателя мужского пола.
Без такого осознания никаких здоровых отношений не могло быть.
Итак, работая без осознавания, стирание может помочь нам, фокусируя
наше внимание, когда это надо, как, например, в случае чтения Шарон. Од-
нако тот же процесс может стать основным источником эмоциональной деп-
рессии личности. Он может ограничивать нашу модель мира, что не даст нам
возможности воспринимать то, что нам надо, чтобы достичь наших целей.
Выборочное внимание является стиранием
Шарон любила читать романы (рис. 7). Творчески применяя процесс иска-
жения, она могла преобразовывать слова в полный, богатый опыт. Она
дей-19- ствительно "жила" со своими персонажами, когда она читала о них.
Она чувствовала их радости и горести, работала в заболоченных полях и
пила чай с королевой. Будучи молодой девушкой. Шарон научилась читать
слова и затем преображать их в образы, чувства, звуки, вкус и запахи так
жизненно, что они стали реальными для нее. Она могла говорить о различ-
ных эпохах и далеких местах, как будто она там была действительно. Она
могла также хорошо "спроектировать" себя в исторической книге или энцик-
лопедии. Этот талант сыграл важную роль при ее выборе карьеры в качестве
писателя и лектора.
Рис 7.
Шарон также использовала процесс искажения как средство объяснения ее
"затруднительного положения" с мужчинами. Хотя ее страх был основным
фактором, она относила большую часть проблемы на счет целого ряда "пло-
хих взаимоотношений". Она говорила: "Если бы только эти отношения были
другими, если бы только они дали мне, что я хотела и в чем нуждалась, то
тогда я, возможно, была бы значительно счастливее сейчас". Используя тот
же процесс, который она использовала, вживаясь -20- а персонажи книг.
Шарон выразила этими словами, что она надежно отделяла себя от внешнего
мира в определенные периоды своей жизни.
В ее модели мира именно "взаимоотношения" вызывали все ее проблемы.
Однако это указывает на искажение ее восприятия ситуации. Взаимоотноше-
ния - это процесс, требующий активного участия (3). Говоря, что "взаимо-
отношения" не дали ей того, что она хотела, она игнорировала свою
собственную ответственность и участие в процессе отношений. Она исключи-
ла себя из роли участника и стала беспомощным наблюдателем. Искажение,
прочно построенное в ее модели мира, не давало ей измениться таким обра-
зом, чтобы стать спокойнее и счастливее. Только возвратясь в процесс от-
ношений, она могла бы измениться и восстановить чувство контроля над
своей собственной жизнью.
Фантазия является искажением
Конструкцией наших моделей мира (рис. 8) может быть то, к чему обра-
щался Джеймс Колеман (4),
Рис 8
когда -21- он говорил, что индивидуум строит "структуру связей" или
"набор предположений относительно факта, возможности и оценки". Он опи-
сывает, как эта "внутренняя познавательная карта" определяет восприятие
реальности личностью и поведение этой личности. Здесь является важным,
что произойдет, когда карта личности или модель имеет встроенные ошибки.
Он говорит, что "...ошибочные предположения оказывают немаловажное влия-
ние на регулируемое поведение". Человек, который руководствуется такой
ошибочной картой, "...может прийти в ярость из-за несуществующего приви-
дения, а может совершенно не сознавать реальных угроз. Он приспособится
к несуществующему миру и неизбежно будет делать промахи,