"Глупо .делать это".
Ответ: (реакция) "Глупо по отношению к кому?".
Говорящий: "О, это совсем не важно".
Ответ: (реакция) "Это неважно кому?".
Говорящий: "Не хорошо быть строгим".
Ответ: (реакция) "Не хорошо кому?".
Заставляя говорящего пользоваться такими фразами, как "Я думаю..."
или "Моя вера есть....", можно добиться того, чтобы говорящий смог иден-
тифицировать себя как определенного человека, который сам создает сужде-
ние, мысль, верование или действие. Без такой идентификации любой вызов,
брошенный системе верований, останется только вызовом. -126-
Придерживаясь своей тенденции быть "номинализированными" и отстраня-
ясь от положения, которое могло бы сделать их открытыми для критики и
"борьбы с ними", "аудиалы" и "дискреты" обычно чаще всего используют
этот паттерн. Вполне возможно делать быстрые обобщения, выражать глубо-
кие истины и важные суждения, но не идентифицировать себя как их созда-
теля. Вот пример такого паттерна: "Говоря с точки зрения статистики, ре-
зультаты показывают, что в начальных условиях все участвующие лица
больше всего заинтересованы в том, что очень важно быть настойчивым".
Резюме
Еще раз состав мета-модели.
Теперь, после того как вы изучили мета-модель, я даю краткое обобще-
ние модели языком семи основных вопросов реакции мета-модели.
СБОР ИНФОРМАЦИИ
1. Кто, что, где, когда, как конкретно?
Использование: Когда информация отсутствует в SS говорящего (стерта)
или когда она была не определена, или была обобщена.
Пример: Когда пациент говорит: "Я подавлен", то спросите: "Что делает
вас подавленным?" или "Из-за чего вы чувствуете себя подавленным?". При-
мер: Когда кто-то говорит: "Каждый против меня", спросите: "Кто конкрет-
но против вас?".
2. Можете ли вы сказать это о самом себе?
Использование: Когда пациент говорит что-либо о другом человеке, что
может быть отнесено и к нему.
Пример: Когда пациент говорит: "Она, кажется, никогда не понимает ме-
ня", скажите: "Можете ли вы сказать: "Я, кажется, никогда не понимаю
ее?"". -127-
Пример: когда пациент говорит; "Мой босс ненавидит меня", скажите;
"Что вы испытываете, когда говорите: "Я ненавижу моего босса?".
РАСШИРЕНИЕ ПРЕДЕЛОВ
3. Что останавливает вас? Что могло бы произойти, если бы вы это сде-
лали? (катастрофические ожидания).
Использование: Когда вы слышите такие слова, как "не могу" или "сле-
довало бы", "должен".
Пример: Когда пациент говорит: "Я не могу любить", спросите: "Что ос-
танавливает вас, что вы не можете любить?".
Пример: Когда пациент говорит: "Я должен буду это понять", то спроси-
те: "Что случится, если вы этого не поймете?".
4. Можете ли вы подумать о моменте (ситуации), когда вы сделали
что-то (или не сделали)?
Использование: Когда пациент говорит: "Каждый думает, что я глуп", то
спросите: "Можете ли вы назвать мне одного человека, который так не ду-
мает? Вы утверждаете, что каждый думает, что вы глупый, даже ваш "близ-
кий друг?"".
Пример: Когда пациент говорит: "Я всегда опаздываю", то спросите:
"Можете ли вы подумать о каком-либо моменте, когда вы не опоздали?".
ИЗМЕНЕНИЯ ЗНАЧЕНИЙ
5. Как вы узнали?
Использование: Когда пациент считает, что он может читать мысли.
Пример: Когда пациент говорит: "Я знаю, что он не любит меня", то
спросите: "Как вы узнали?".
Пример: Когда пациент говорит: "Ему следовало бы знать лучше", то
спросите: "Как именно ему следует это знать?". -128-
6. Как они (вы) заставили вас (их) чувствовать себя именно так?
Использование: Когда пациент выражает отношения причины-следствия
вместе с другими эмоциями.
Пример: Когда пациент говорит: "Она заставляет меня сердиться", то
спросите: "Как она заставляет вас сердиться?".
Пример: Когда пациент говорит: "Я чувствую себя плохо из-за того, что
сделал ее несчастливой", то спросите: "Что вы сделали, чтобы поверить,
что сделали ее несчастливой?".
7. По отношению к кому?
Использование: Когда вы слышите неподтвержденные