Байрон А. Люис, Р. Френк Пуселик

NLP Магия Нейролигвистического программирования бе

"Глупо .делать это".

Ответ: (реакция) "Глупо по отношению к кому?".

Говорящий: "О, это совсем не важно".

Ответ: (реакция) "Это неважно кому?".

Говорящий: "Не хорошо быть строгим".

Ответ: (реакция) "Не хорошо кому?".

Заставляя говорящего пользоваться такими фразами, как "Я думаю..."

или "Моя вера есть....", можно добиться того, чтобы говорящий смог иден-

тифицировать себя как определенного человека, который сам создает сужде-

ние, мысль, верование или действие. Без такой идентификации любой вызов,

брошенный системе верований, останется только вызовом. -126-

Придерживаясь своей тенденции быть "номинализированными" и отстраня-

ясь от положения, которое могло бы сделать их открытыми для критики и

"борьбы с ними", "аудиалы" и "дискреты" обычно чаще всего используют

этот паттерн. Вполне возможно делать быстрые обобщения, выражать глубо-

кие истины и важные суждения, но не идентифицировать себя как их созда-

теля. Вот пример такого паттерна: "Говоря с точки зрения статистики, ре-

зультаты показывают, что в начальных условиях все участвующие лица

больше всего заинтересованы в том, что очень важно быть настойчивым".

Резюме

Еще раз состав мета-модели.

Теперь, после того как вы изучили мета-модель, я даю краткое обобще-

ние модели языком семи основных вопросов реакции мета-модели.

СБОР ИНФОРМАЦИИ

1. Кто, что, где, когда, как конкретно?

Использование: Когда информация отсутствует в SS говорящего (стерта)

или когда она была не определена, или была обобщена.

Пример: Когда пациент говорит: "Я подавлен", то спросите: "Что делает

вас подавленным?" или "Из-за чего вы чувствуете себя подавленным?". При-

мер: Когда кто-то говорит: "Каждый против меня", спросите: "Кто конкрет-

но против вас?".

2. Можете ли вы сказать это о самом себе?

Использование: Когда пациент говорит что-либо о другом человеке, что

может быть отнесено и к нему.

Пример: Когда пациент говорит: "Она, кажется, никогда не понимает ме-

ня", скажите: "Можете ли вы сказать: "Я, кажется, никогда не понимаю

ее?"". -127-

Пример: когда пациент говорит; "Мой босс ненавидит меня", скажите;

"Что вы испытываете, когда говорите: "Я ненавижу моего босса?".

РАСШИРЕНИЕ ПРЕДЕЛОВ

3. Что останавливает вас? Что могло бы произойти, если бы вы это сде-

лали? (катастрофические ожидания).

Использование: Когда вы слышите такие слова, как "не могу" или "сле-

довало бы", "должен".

Пример: Когда пациент говорит: "Я не могу любить", спросите: "Что ос-

танавливает вас, что вы не можете любить?".

Пример: Когда пациент говорит: "Я должен буду это понять", то спроси-

те: "Что случится, если вы этого не поймете?".

4. Можете ли вы подумать о моменте (ситуации), когда вы сделали

что-то (или не сделали)?

Использование: Когда пациент говорит: "Каждый думает, что я глуп", то

спросите: "Можете ли вы назвать мне одного человека, который так не ду-

мает? Вы утверждаете, что каждый думает, что вы глупый, даже ваш "близ-

кий друг?"".

Пример: Когда пациент говорит: "Я всегда опаздываю", то спросите:

"Можете ли вы подумать о каком-либо моменте, когда вы не опоздали?".

ИЗМЕНЕНИЯ ЗНАЧЕНИЙ

5. Как вы узнали?

Использование: Когда пациент считает, что он может читать мысли.

Пример: Когда пациент говорит: "Я знаю, что он не любит меня", то

спросите: "Как вы узнали?".

Пример: Когда пациент говорит: "Ему следовало бы знать лучше", то

спросите: "Как именно ему следует это знать?". -128-

6. Как они (вы) заставили вас (их) чувствовать себя именно так?

Использование: Когда пациент выражает отношения причины-следствия

вместе с другими эмоциями.

Пример: Когда пациент говорит: "Она заставляет меня сердиться", то

спросите: "Как она заставляет вас сердиться?".

Пример: Когда пациент говорит: "Я чувствую себя плохо из-за того, что

сделал ее несчастливой", то спросите: "Что вы сделали, чтобы поверить,

что сделали ее несчастливой?".

7. По отношению к кому?

Использование: Когда вы слышите неподтвержденные