Байрон А. Люис, Р. Френк Пуселик

NLP Магия Нейролигвистического программирования бе

пригова-

ривая при этом: "Дай-ка мне посмотреть". -132-

Слова этого человека сразу же дают разгадку: он визуально "ищет" ин-

формацию. И снова мы .имеем аналоговое жестикулирование, дающее информа-

цию тем, что он делает глазами.

В середине 70-х годов Бэндлер и Гриндер(4) начали изучать паттерны

движений глаз человека, когда они думают и говорят. Они открыли, что эти

движения прекрасно соотносятся с определенными видами поведения поиска

информации. Эти систематические паттерны поведения были естественно фор-

мализованы в модель, называемую ключи доступа.

Паттерны глазного сканирования

Когда люди думают и говорят, они двигают глазными яблоками, и такие

движения называются паттерны глазного сканирования. Эти движения кажутся

вполне симптоматичными, т. к, они стремятся получить доступ к информа-

ции, закодированной в нашем мозгу в одной или более репрезентативных

системах (см. Главу II). Когда человек "уходит внутрь", чтобы восстано-

вить память или создать новую мысль, то его зрительная реакция указывает

на репрезентативную систему, к которой он имеет доступ в настоящий мо-

мент. Два вышеприведенных примера показывают эти виды поведения доступа

в действии.

МЕЖПОЛУШАРНАЯ АССИМЕТРИЯ МОЗГА: ДВА В ОДНОМ

Такое исследование в Калифорнийском технологическом институте в 50 -

60-е годы открыло совершенно новую область исследования мозга. Под руко-

водством Роджера Сперри целая группа проводила исследование на пациен-

тах-эпилептиках, перенесших операцию по отделению мозолистого тела и

связанных с ним тел. Эта процедура изолировала -133- одно полушарие моз-

га от другого путем рассечения связей между ними.

Основным результатом исследований было выявление специализации полу-

шарий. Каждое полушарие мозга совершенно очевидно придерживается разных

методов обработки информации (см. схему, представленную ниже).

Вполне возможно, что такая специализация функции мозга соотносится с

движениями глаз во время сканирования, когда человек думает и вызывает

различные части мозга, чтобы обработать информации). Ниже приведенный

перечень слов, представленный Дж. Е. Богеном (6), указывает на парал-

лельные пути "знания".

Схема показывает два полушария мозга и двусторонний перекрест, кото-

рый наиболее очевидно проявляется в том, какой рукой .наиболее часто

пользуется человек. У праворукого доминирует левое полушарие, у левору-

кого - правое.

Левое полушарие

интеллект

конвергентный

цифровой

вторичный

абстрактный

направленный

проблемный

аналитический

линейный

рациональный

последовательный

объективный

последовательный

Правое полушарие

интуиция

расходящий

аналогичный

основной

конкретный

свободный

воображаемый

целостный

нелинейный

интуитивный

множественный

субъективный

одновременный

Глазодвигательные реакции являются наиболее простыми для наблюдения

за поведением. Описания, которые будут даны ниже, основаны на паттернах,

используемых обычно правшами (доминирующее левое полушарие). Естествен-

но, что для некоторых -134- левшей эти паттерны будут обратными. Пожа-

луйста, обратите внимание, что это еще одна обобщенная модель. Лучше,

когда есть возможность проверить ваши наблюдения прямым .опросом или пу-

тем сопоставления глазных паттернов с другими видами путей доступа. (см.

также раздел "Составление психологической карты" в этой главе.)

Когда вы наблюдаете за людьми, разговаривающими или думающими, то мо-

жете заметить, что их глазные яблоки находятся в постоянном движении

вперед и назад, вверх и вниз, случайно разглядывают предметы и людей, но

также часто "фокусируются" и на внутреннем опыте. Как уже указывалось

ранее, эти движения являются показателем того, как люди думают. В после-

дующих описаниях слово "смотрящий" относится к движению глаз человека в

указанном направлении. "Налево" обозначает слева от этого человека, а

"направо" означает справа от него. Очень полезно всегда помнить, что

глазодвигательные реакции репрезентируют внутренний мир человека. Иными

словами, в момент поиска информации люди обычно не осознают внешние ви-

зуальные раздражители. Скорее, они концентрируются на внутренне хранимых

и внутренне вырабатываемых образах, звуках, словах и чувствах. Пожалуйс-

та, обратите внимание, что далее написанные