курсивом слова указывают на
вид информации, к которой имеется доступ.
Взгляд вверх и вправо: конструированные образы. Это визуальные образы
или картины, которые создаются индивидом. Они могут быть повторными пе-
регруппировками частей предыдущего визуального ввода (см. "Эйдетичные
образы") в "овне части или в пойме формы и последовательности, или они
могут быта, созданными образами, сконструированными в ответ на другие
сенсорные раздражители. Сконструированные образы обычно плоские или не-
достаточна глубокие, а иногда и бесцветные. -135-
Взгляд вверх и налево: эйдетичные образы. Это хранимые визуальные об-
разы или картины прошлых событий, а также других ранее испытанных визу-
альных раздражителей. Они включают сны и конструированные образы, кото-
рые уже были испытаны. Эти образы обычно характеризуются как глубиной,
так и движением (как в кино), а также цветом.
Взгляд горизонтально и вправо: конструированная речь. Этот паттерн
обычно связан с .процессом создания разговорного языка. В этом положении
человек "вкладывает в слова" то, что он хочет сказать дальше.
Взгляд горизонтально и налево: запомненный звук. Он включает в себя
такую тональную репрезентацию как "алфавитную мелодику", буквы, звуки
рекламы, номера телефонов, а также слэнг и ругательства. Он встречается
также, когда человек часто двигает глазными яблоками при воспоминаниях о
слышанном ранее слуховом образе, хранимых в коротких, часто мелодичных
или ритмичных паттернах, чье существование не осознается из-за частого
повторения. Например, линия "Запомни -взять - молоко - на - обратном -
пути - домой - с работы", так часто произносится утром, что, естествен-
но, выпадает из осознания.
Примечание: следующие два паттерна глазодвигательных реакций часто
бывают обратными у правшей и левшей. Очень важно определить какой пат-
терн "использовался" индивидом (см. "Составление психологической карты")
перед тем, как вы сможете использовать информацию, полученную в ре-
зультате наблюдения за движениями глазных яблок.
Взгляд вниз и вправо: чувства. В этом положении человек может полу-
чить доступ как к производимым чувствам (эмоциям), .так и к хранимым ки-
нестетическим воспоминаниям. Вспомните позу, которую часто вы можете
наблюдать у человека в депрессии: голова вниз, плечи опущены, тело со-
вершенно по-136- никшее. Такой человек буквально ушел "в свои ощущения".
Запомните, что для некоторых индивидов путем доступа будет взгляд вниз и
налево.
Взгляд вниз и налево: внутренний диалог(7). Обычно связано "Глубокой
мыслью", слова и звуки внутреннего происхождения сопровождают этот про-
цесс. (Иногда эти звуки и восклицания могут "просачиваться" без осозна-
вания этого человеком: "Пожалуйста, перестаньте бормотать себе под нос"
- часто слышится реакция на эту утечку.) Внутренний диалог является ком-
ментарием вашего текущего опыта. В более спокойные моменты он может быть
аналитическим орудием комплексного, рационального и логического мышле-
ния. (Это, вероятно, будет "рациональным" и "логическим" только по отно-
шению к модели реальности индивида.) Этот паттерн доступа для некоторых
индивидов может выражаться взглядом вниз и вправо.
Расфокусированные глаза: визуализация. Это может произойти в любом из
вышеперечисленных положений и часто используется во время разговора ли-
цом к лицу между индивидами, которые общаются по правилу "посмотри-пос-
лушай". Это обычно является доступом к эйдетичному или конструированному
визуальному воображению, но может быть также указанием на допуск к дру-
гим формам информации. Если сомневаетесь, тогда проверьте!
Закрытые глаза: вкус и запах. Хотя люди часто закрывают свои глаза,
чтобы запомнить определенный вкус или запах, поглядите за движениями
глазных яблок под веками. Эти движения могут указать на любые из описан-
ных выше ключей доступа и могут быть интерпретированы, как будто бы гла-
за были открыты. Данная иллюстрация показывает, как положение глаз
представляется наблюдателю. Сведенные вместе, они образуют схему ключей
доступа (см. рис. 47-52). -137-
Рис. 47. Взгляд наверх и вправо: конструирование образов
Рис. 48. Взгляд наверх и налево: вспоминание образов
Рис. 49. Взгляд по горизонтали и вправо: конструирование речи
Рис. 50. Взгляд по горизонтали