Байрон А. Люис, Р. Френк Пуселик

NLP Магия Нейролигвистического программирования бе

когда

человек вспоминает "ленточные петли" или старается вспомнить, что кто-то

сказал. Глубокая задумчивость, использующая внутренний диалог, выглядит

почти так же, как известная скульптура Родена "Мыслитель" с различными

личными модификациями.

ДВИЖЕНИЯ

Входили ли вы когда-нибудь в комнату и затем, забыв зачем вы пришли,

делали несколько шагов назад, чтобы вспомнить? В этом случае вы просто

переместили ваше тело обратно в физическое положение, которое поможет

вам вспомнить. (Конечно, визуальные и др. ключи также помогут.) Часто,

чтобы точно описать определенное сложное движение, например при игре в

гольф или теннис, человек, который объясняет, буквально сам воспроизво-

дит все эти движения. Это два примера особого случая кинестетического

доступа при описании движения. После того как вы станете более восприим-

чивыми к минимальным ключам, которые заметны у людей -141- во время об-

щения, то заметите непроизвольную реакцию мышц, реагирующих малозаметны-

ми движениями, при описании людьми сложных движений.

СОСТАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ

Это процесс, с помощью которого вы можете определить предпочитаемую

репрезентативную систему индивида, а также паттерны доступа с помощью

глазодвигательных реакций у человека. Например, с помощью части А вы

сможете определить, смотрит ли человек систематически вниз налево для

выражения чувств или для внутреннего диалога. Так как ключи доступа мо-

гут быть обратными для некоторых левшей, то важно определить, какая

конструируется воображением. Как только вы узнаете эту информацию, то

обнаружите, что дна остается в достаточной степени постоянной для любого

индивида. Паттерны доступа остаются стабильными для взрослых и детей

старше семи лет. Это, вероятно, связано с тем, что межполушарная асим-

метрия до 7 лет не наблюдается.

Часть Б процесса составления психологической карты показывает, как

человек реагирует на окружение в определенный момент и может также пока-

зывать типичные паттерны доступа к информации. С помощью этой информации

вы можете определить предпочитаемую репрезентативную систему человека, а

также иерархию репрезентативных систем. Запомните, однако, что она может

меняться в зависимости от таких переменных как окружение, величина

стресса, испытываемая индивидом, а также его или ее внутренняя реакция

на вас.

Составление психологической карты может быть использовано просто для

проверки значения каких-то деталей поведения. В примере, где Джо проде-

монстрировал аналоговое поведение глаза вверх и налево, врач смог прове-

рить, что он "видел" эйдетиный образ, просто задав вопрос, касающийся

подводящего состояния психологической карты. Вы мажете -142- даже соста-

вить такую карту о человеке перед официальным психотерапевтическим сеан-

сом. Составление психологической карты можно производить открыто, или

нужные вопросы могут задаваться скрытно в процессе обычного интервью. В

конце концов, если вы "подстроились" к людям вокруг вас, то вы обнаружи-

те, что процесс составления психологических карт людей становится авто-

матической частью вашего собственного поведения. Такой процесс, проходя-

щий почти неосознанно, может стать чрезвычайно полезным средством для

сбора важной информации я получения раппорта.

Часть А: Составление психологической карты (схемы ключей доступа).

Когда вы будете задавать вопросы, приведенные ниже, то обратите вни-

мание на глаза человека, а также на изменение позы и дыхания. Иногда,

реакция такая минимальная, что ее очень трудно обнаружить. Если вам не

удалось получить удовлетворительную реакцию, переходите к следующему

вопросу, а к предыдущему возвратитесь позже. Вопросы, приведенные здесь,

это только примеры. Вы можете проявить в этом деле творчество и создать

свои вопросы, но обратите внимание на предикаты, которые вы будете ис-

пользовать.

1. Конструируемые образы

Задайте визуальный вопрос о будущем, например, такой: "Как вы думае-

те, как (я, этот город, то дерево) будет выглядеть десять лет спустя?".

Это потребует от человека сконструировать образ, чего-то, что он еще не

испытывал.

2. Эйдетичные образы

Задайте визуальный вопрос о прошлом, например,

такой: "Какого цвета был ваш первый автомобиль?" или о специфической

информации, такой, например: "Сколько окон на передней стене вашего до-

ма?". Это вызывает в голове уже