когда
человек вспоминает "ленточные петли" или старается вспомнить, что кто-то
сказал. Глубокая задумчивость, использующая внутренний диалог, выглядит
почти так же, как известная скульптура Родена "Мыслитель" с различными
личными модификациями.
ДВИЖЕНИЯ
Входили ли вы когда-нибудь в комнату и затем, забыв зачем вы пришли,
делали несколько шагов назад, чтобы вспомнить? В этом случае вы просто
переместили ваше тело обратно в физическое положение, которое поможет
вам вспомнить. (Конечно, визуальные и др. ключи также помогут.) Часто,
чтобы точно описать определенное сложное движение, например при игре в
гольф или теннис, человек, который объясняет, буквально сам воспроизво-
дит все эти движения. Это два примера особого случая кинестетического
доступа при описании движения. После того как вы станете более восприим-
чивыми к минимальным ключам, которые заметны у людей -141- во время об-
щения, то заметите непроизвольную реакцию мышц, реагирующих малозаметны-
ми движениями, при описании людьми сложных движений.
СОСТАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ
Это процесс, с помощью которого вы можете определить предпочитаемую
репрезентативную систему индивида, а также паттерны доступа с помощью
глазодвигательных реакций у человека. Например, с помощью части А вы
сможете определить, смотрит ли человек систематически вниз налево для
выражения чувств или для внутреннего диалога. Так как ключи доступа мо-
гут быть обратными для некоторых левшей, то важно определить, какая
конструируется воображением. Как только вы узнаете эту информацию, то
обнаружите, что дна остается в достаточной степени постоянной для любого
индивида. Паттерны доступа остаются стабильными для взрослых и детей
старше семи лет. Это, вероятно, связано с тем, что межполушарная асим-
метрия до 7 лет не наблюдается.
Часть Б процесса составления психологической карты показывает, как
человек реагирует на окружение в определенный момент и может также пока-
зывать типичные паттерны доступа к информации. С помощью этой информации
вы можете определить предпочитаемую репрезентативную систему человека, а
также иерархию репрезентативных систем. Запомните, однако, что она может
меняться в зависимости от таких переменных как окружение, величина
стресса, испытываемая индивидом, а также его или ее внутренняя реакция
на вас.
Составление психологической карты может быть использовано просто для
проверки значения каких-то деталей поведения. В примере, где Джо проде-
монстрировал аналоговое поведение глаза вверх и налево, врач смог прове-
рить, что он "видел" эйдетиный образ, просто задав вопрос, касающийся
подводящего состояния психологической карты. Вы мажете -142- даже соста-
вить такую карту о человеке перед официальным психотерапевтическим сеан-
сом. Составление психологической карты можно производить открыто, или
нужные вопросы могут задаваться скрытно в процессе обычного интервью. В
конце концов, если вы "подстроились" к людям вокруг вас, то вы обнаружи-
те, что процесс составления психологических карт людей становится авто-
матической частью вашего собственного поведения. Такой процесс, проходя-
щий почти неосознанно, может стать чрезвычайно полезным средством для
сбора важной информации я получения раппорта.
Часть А: Составление психологической карты (схемы ключей доступа).
Когда вы будете задавать вопросы, приведенные ниже, то обратите вни-
мание на глаза человека, а также на изменение позы и дыхания. Иногда,
реакция такая минимальная, что ее очень трудно обнаружить. Если вам не
удалось получить удовлетворительную реакцию, переходите к следующему
вопросу, а к предыдущему возвратитесь позже. Вопросы, приведенные здесь,
это только примеры. Вы можете проявить в этом деле творчество и создать
свои вопросы, но обратите внимание на предикаты, которые вы будете ис-
пользовать.
1. Конструируемые образы
Задайте визуальный вопрос о будущем, например, такой: "Как вы думае-
те, как (я, этот город, то дерево) будет выглядеть десять лет спустя?".
Это потребует от человека сконструировать образ, чего-то, что он еще не
испытывал.
2. Эйдетичные образы
Задайте визуальный вопрос о прошлом, например,
такой: "Какого цвета был ваш первый автомобиль?" или о специфической
информации, такой, например: "Сколько окон на передней стене вашего до-
ма?". Это вызывает в голове уже