или "обнародование" и затем
подождите невербальной реакции. Реакция обычно последует незамедли-
тельно.
3. Бессмысленные слова. Произнесите слово, например такое: "термона-
кар" или "фрусерах" (будьте изобретательны), затем сделайте паузу и по-
дождете реакции. Этот метод особенно эффективен так как для осмысления
услышанного человек должен привлечь, информацию из собственной модели
мира. Вы нарушили его ожидания, произнеся слово, не имеющее значение, и
замешательство, получившееся из-за этого, создает небольшую стрессовую
ситуацию, в которой он наиболее вероятно использует свою предпочитаемую
систему.
Раздел II. Дайте следующую установку перед тем, как переходить к пос-
ледующим двум фазам: "Я собираюсь попросить вас подумать о некоторых ве-
щах, которые вы испытали или, возможно, испытаете, но я не прошу вас
описывать их мне. Просто думайте о них. Готовы?".
1. Прошлое событие. "Можете ли вы вспомнить ваш последний (день, рож-
дения, отпуск, приятный уик-энд)?" Использование неспецифического глаго-
ла -146- "вспомнить" вызывает у человека реакцию его ведущей репрезента-
тивной системы. Итак, снова дайте человеку время для полного реагирова-
ния перед тем, как переходить к следующему вопросу.
2. Будущее событие. "Где, как выдумаете, вы будете жить через десять
лет?". Обратите внимание на использование несенсорного - специфического
слова "думать". Понаблюдайте, какую систему использует человек, чтобы
создать ответ (реакцию) на этот вопрос.
Раздел Ш, Этот конечный раздел потребует некоторой спонтанности с ва-
шей стороны, а также внимание к тому, что вы делаете и что вы говорите:
они будут разными! Вашей целью будет определить, какая из двух, одновре-
менно представленных, различных сообщений принята человеком, с которым
вы работаете. Это даст вам возможность определить иерархию репрезента-
тивных систем человека. Изучите тщательно эти примеры, попрактикуйтесь
сами перед тем, как опробовать их. Обратите внимание, что каждая фаза
имеет две части "скажите" и "делайте"., которые переплетаются друг с
другом, как указано.
1. Аудиальное/визуальное несоответствие.
Скажите,: "Я собираюсь попросить вас обратить внимание на ваш внут-
ренний опыт в то время, как мы будем делать две вещи". Сделайте: Когда
вы произносите слово "два", поднимите три пальца на какое-то мгновение,
а затем опустите. Сделайте это непреднамеренно и некоторое время спустя
спросите человека: "Что вы первым осознали из того, что я недавно гово-
рил?".
Ответ человека (реакция) на вопрос покажет, к чему он более склонен:
к аудиальной части опыта или к визуальной. Если он укажет на несоот-
ветствие между тем, что вы сказали и что сделали, то он предпочитает ви-
зуальное, а не аудиальное.
2. Кинестетическое/аудиальное несоответствие.
Скажите: "Обратите внимание на ваши мысли, когда я дотронусь до ваше-
го правого колена".
Сделайте: Когда вы сказали "правого", то дотроньтесь слегка до его
левого колена. Это особенно -147- эффективно, если вы поддерживаете ви-
зуальный контакте человеком с помощью вашего лица, а не руки. Делайте
это, наблюдая за лицом человека, когда вы говорите и протягиваете руку,
чтобы дотронуться до колена. Затем спросите: "Что вы осознали, когда я
дотронулся только что до вас?". Если человек определяет несоответствие,
то он предпочитает кинестетическое, а не аудиальное.
3. Визуальное/кинестетическое несоответствие. Скажите; "Скажите мне,
что вы осознаете, когда я делаю это".
Сделайте: Когда вы сказали слово "это", слегка дотроньтесь до челове-
ка одной рукой, а другом рукой "опишите дугу" поперек поля зрения чело-
века.
Это покажет, привлечено ли внимание человека. Реакция человека даст
вам знать, что он предпочитает. Конечно, такое Тестирование иерархии ос-
тавляет в стороне дискретную репрезентативную систему. "Дискрет" скорее
всего предпочтет аудиальную и визуальную , а не кинестетическую. Однако
"дискрет" склонен также предпочитать визуальное, а не аудиальное, в то
время как человек, предпочитающий "аудиальное", предпочтет, конечно, ау-
диальное, а не визуальное. В любом случае важно учесть все аспекты ком-
муникативного выхода человека. Навыки составления психологической