Байрон А. Люис, Р. Френк Пуселик

NLP Магия Нейролигвистического программирования бе

карты,

описанные выше являются только одним из способов, как способствовать по-

ниманию и определению, какую систему общения использовать, чтобы полу-

чить раппорт и доверие, необходимые . для влиятельного общения. Обрати-

тесь к Приложению Б, чтобы получить больше сведений об идентификации ие-

рархии человека.

Резюме

Визуальная модель дает нам возможность понимать и изменять поведен-

ческие паттерны. Основанные частично на исследовании и практическом

-148- применении модели Бэндлера Гриндера, эти методы позволяют опреде-

лять репрезентативную систему, используемую индивидом в данный момент.

Реакция зрачка является очень точным индикатором интереса или некото-

рого возбуждения. При хорошем освещении реакцию зрачка можно видеть с

расстояния пяти футов или более. Пристальное наблюдение глаз человека во

время произнесения ключевых слов или фраз может помочь вам определить

его области ответственности и интереса. Как уже давно поняли торговцы

нефритом и арабы, эту реакцию нельзя контролировать, так как она управ-

ляется симпатической нервной системой. Глазадвигательные реакции также

дают информацию о том, как думает индивид. В сочетании со сдвигами в ды-

хании и изменениями позы они могут быть чрезвычайно полезными, помогая

людям найти и изменить ограничивающие и вызывающие боль виды поведения.

Как уже было показано в примере, когда Джо создает неприятные ощущения

из неосознанного эйдетичного образа, эти виды поведения обычно действуют

вне человеческого осознания и контроля.

Процесс составления психологической карты может помочь вам в опреде-

лении .значения определенных паттернов поведения. Часть А предназначена

помочь вам идентифицировать определенные движения глазных яблок, связан-

ные с каждым видом мышления. Разделы I и II части Б дают вам информацию

о том, какую репрезентативную систему (или системы) человек обычно ис-

пользует (предпочитаемую репрезентативную систему), а раздел III показы-

вает вам, как определить иерархию репрезентативных систем человека.

Зная предпочитаемую систему человека, вы можете легче получить рапорт

и доверие, необходимые для эффективного общения. Знание иерархии репре-

зентативных систем человека может помочь вам понять, как люди системати-

чески стирают определенные аспекты опыта из своего сознания, а также что

представляет собой этот опыт. Обладая этой информацией, вы сможете по-

мочь людям стать -149- восприимчивыми к ситуациям, в которых они посто-

янно не видят, не слышат и не чувствуют ввод. Как уже было продемонстри-

ровано на примере Шарап в Главе 1 и на примере жертвы пожара в Главе 11,

стирание частей опыта из модели мира человека является потенциально

вредным и ограничивающим позитивную и здоровую жизнь.

Эти методы составления психологической карты могут использоваться в

любое время: во время интервью, лечебного сеанса или в любой другой обс-

тановке, где происходит вербальное общение. Важно запомнить, что надо

постоянно поддерживать непрерывность и раппорт. Неожиданное обращение к

кому-либо со-словами; "Можете ли вы назвать цвет вашего первого автомо-

биля?" может оказаться гораздо менее эффективным, чем непреднамеренный

рассказ во время беседы анекдота о вашем первом автомобиле. Затем вы мо-

жете сказать: "Вы знаете, я даже не помню какого он был цвета... А вы

помните цвет вашего первого автомобиля?"

Как только вы поняли концепцию и начали ее постоянно использовать, то

вы обнаружите, что обычно нет необходимости проходить сквозь формальный

процесс составления психологической карты. Многие люди дадут вам всю ин-

формацию, которая вам нужна, во время обычной беседы. -150-

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Схема, представленная ниже, иллюстрирует три ограничения, которые

влияют на создание наших моделей мира. Как уже было сказано в Главе I,

мы начинаем с "сырым материалом" опыта. Он пропускается сквозь наши сен-

сорные органы, через наши неврологические фильтры. В любой момент време-

ни у нас имеется одни полный кортеж 4, который включает опыт видения,

чувства, звука, вкуса и запаха.

Далее наш опыт модифицируется с помощью языка и других социальных

фильтров, которые улучшают наше восприятие или снижают его. Наконец, наш

большой объем хранимых воспоминаний создает индивидуальный фильтр, кото-

рый далее модифицирует наше восприятие, иногда улучшая, а иногда и ухуд-

шая первоначальные сенсорные данные. Этот опыт внутреннего