карты,
описанные выше являются только одним из способов, как способствовать по-
ниманию и определению, какую систему общения использовать, чтобы полу-
чить раппорт и доверие, необходимые . для влиятельного общения. Обрати-
тесь к Приложению Б, чтобы получить больше сведений об идентификации ие-
рархии человека.
Резюме
Визуальная модель дает нам возможность понимать и изменять поведен-
ческие паттерны. Основанные частично на исследовании и практическом
-148- применении модели Бэндлера Гриндера, эти методы позволяют опреде-
лять репрезентативную систему, используемую индивидом в данный момент.
Реакция зрачка является очень точным индикатором интереса или некото-
рого возбуждения. При хорошем освещении реакцию зрачка можно видеть с
расстояния пяти футов или более. Пристальное наблюдение глаз человека во
время произнесения ключевых слов или фраз может помочь вам определить
его области ответственности и интереса. Как уже давно поняли торговцы
нефритом и арабы, эту реакцию нельзя контролировать, так как она управ-
ляется симпатической нервной системой. Глазадвигательные реакции также
дают информацию о том, как думает индивид. В сочетании со сдвигами в ды-
хании и изменениями позы они могут быть чрезвычайно полезными, помогая
людям найти и изменить ограничивающие и вызывающие боль виды поведения.
Как уже было показано в примере, когда Джо создает неприятные ощущения
из неосознанного эйдетичного образа, эти виды поведения обычно действуют
вне человеческого осознания и контроля.
Процесс составления психологической карты может помочь вам в опреде-
лении .значения определенных паттернов поведения. Часть А предназначена
помочь вам идентифицировать определенные движения глазных яблок, связан-
ные с каждым видом мышления. Разделы I и II части Б дают вам информацию
о том, какую репрезентативную систему (или системы) человек обычно ис-
пользует (предпочитаемую репрезентативную систему), а раздел III показы-
вает вам, как определить иерархию репрезентативных систем человека.
Зная предпочитаемую систему человека, вы можете легче получить рапорт
и доверие, необходимые для эффективного общения. Знание иерархии репре-
зентативных систем человека может помочь вам понять, как люди системати-
чески стирают определенные аспекты опыта из своего сознания, а также что
представляет собой этот опыт. Обладая этой информацией, вы сможете по-
мочь людям стать -149- восприимчивыми к ситуациям, в которых они посто-
янно не видят, не слышат и не чувствуют ввод. Как уже было продемонстри-
ровано на примере Шарап в Главе 1 и на примере жертвы пожара в Главе 11,
стирание частей опыта из модели мира человека является потенциально
вредным и ограничивающим позитивную и здоровую жизнь.
Эти методы составления психологической карты могут использоваться в
любое время: во время интервью, лечебного сеанса или в любой другой обс-
тановке, где происходит вербальное общение. Важно запомнить, что надо
постоянно поддерживать непрерывность и раппорт. Неожиданное обращение к
кому-либо со-словами; "Можете ли вы назвать цвет вашего первого автомо-
биля?" может оказаться гораздо менее эффективным, чем непреднамеренный
рассказ во время беседы анекдота о вашем первом автомобиле. Затем вы мо-
жете сказать: "Вы знаете, я даже не помню какого он был цвета... А вы
помните цвет вашего первого автомобиля?"
Как только вы поняли концепцию и начали ее постоянно использовать, то
вы обнаружите, что обычно нет необходимости проходить сквозь формальный
процесс составления психологической карты. Многие люди дадут вам всю ин-
формацию, которая вам нужна, во время обычной беседы. -150-
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Схема, представленная ниже, иллюстрирует три ограничения, которые
влияют на создание наших моделей мира. Как уже было сказано в Главе I,
мы начинаем с "сырым материалом" опыта. Он пропускается сквозь наши сен-
сорные органы, через наши неврологические фильтры. В любой момент време-
ни у нас имеется одни полный кортеж 4, который включает опыт видения,
чувства, звука, вкуса и запаха.
Далее наш опыт модифицируется с помощью языка и других социальных
фильтров, которые улучшают наше восприятие или снижают его. Наконец, наш
большой объем хранимых воспоминаний создает индивидуальный фильтр, кото-
рый далее модифицирует наше восприятие, иногда улучшая, а иногда и ухуд-
шая первоначальные сенсорные данные. Этот опыт внутреннего