которые приве-
дут к краху и снижению самооценки".
Доверие: получение раппорта
Кто может отрицать, что важным
фактором при любом виде психотерапевтических
отношений является установление хорошего раппорта?
В. С. Коргер и В. Д. Фезлер
"Гипноз и модификация поведения"
В своей книге "Убеждение и лечение" Джером Франк выделяет некоторые
переменные, которые составляют успешные лечебные отношения, особенно ас-
пекты отношений, приводящие к "податливости пациента к лечебному влия-
нию". Особого интереса заслуживает упор на несколько переменных: ожида-
ние клиента и его вера во врача и личностные качества врача. Франк отк-
рыл, что эти факторы в значительной степени влияют на исход лечения.
Страпп и другие(5), после исследования, выделили веру пациента во
врача как особую важную переменную. Они заявляли, что "эта вера в чест-
ность -22- врача как человека, может быть названа краеугольным камнем
успеха терапии".
В любых тесных или интимных отношениях доверие становится основным
элементом. Далее будет дано исследование различных методов развития та-
кого доверия, а также влияние, которое оно оказывает на раппорт, так не-
обходимый для эффективных отношений.
Как уже было сказано выше, Джером Франк отмечал, что определенные ка-
чества (атрибуты) самого врача являются важнейшими ингредиентами лечеб-
ных отношений. Базируясь на анкетах, заполненных пациентами. Франк нашел
эти атрибуты, включаемые в возможности врача. Они были такие: "...глубо-
ко заинтересован... внимательный слушатель... говорит на понятном языке
[и] по делу...". Доверие развивается, когда Человек начинает понимать,
что его понимают и что он и другой человек "говорят на одном языке". За-
думайтесь о людях в вашей жизни, кого вы могли бы назвать влиятельными.
Эта способность влиять на вас и других основывается в большой степени на
доверии, оказываемом им теми, кто верит, что они "понимающие". Конечно,
это слишком упрощенно. Однако, особенно во врачебном окружении, такое
доверие является часто необходимым условием для успешных лечебных отно-
шений. Доверие также должно существовать между друзьями, иначе отношения
портятся. Деловая сделка не может быть завершена, если нет взаимного до-
верия, основанного на вере, что каждая сторона понимает другую. Что же
такого особенного у влиятельных индивидов, что приводит к доверию? Какое
же видимое поведение, которое мы могли бы идентифицировать и использо-
вать сами в наших собственных профессиональных и личных отношениях, от-
личает этих кудесников общения? По мере получения ответов на эти вопросы
вы откроете практические возможности для позитивного изменения. -23-
Быть понятым
Одним из наиболее важных условий стать влиятельным является способ-
ность добиться уверенности, что вы понимаете. Понимание подразумевает,
это вы можете "присоединиться" к человеку в его собственной модели мира.
Это важно, так как люди имеют тенденцию действовать, будто их модель ми-
ра является реальным миром. Понимание - это критический мост между нашей
и их моделью мира.
Типичные логические ошибки
Грегори Бейтсон иллюстрирует различие между "реальностью" и нашими
моделями реальности, используя меню для аналогии (6). Мы склонны предпо-
лагать, что "вещь" и ее "название" одно и тоже. Бейтсон называет это
"логической печатной ошибкой". Мы приходим в ресторан, говорит Бейтсон,
и получаем меню (рис. 9). Так как меню представляет список блюд, мы мо-
жем считать его картой или моделью реальности. Однако если мы будем
рассматривать меню так же, как мы часто рассмат-
Рис. 9
-24- риваем наши собственные модели мира (как будто они действительно
реальность), то мы начали бы есть меню!. Бейтсон далее пишет: "Возможно,
общающиеся организмы... по ошибке примут карту за территорию...". Про-
должая данную аналогию, можно сказать, что иногда мы удивлены при виде
блюда, заказанного с помощью меню. Когда блюдо подано, оно может нам не
понравиться, хотя понравилось его название в меню. Идеально было бы, ес-
ли мы могли пойти в ресторан, остановиться около кухни и выбрать блюдо
перед тем, как заказать что-либо. Даже и в этом случае мы не можем быть
абсолютно уверены в том, что мы получим, когда официант принесет нам за-
каз. В действительности, мы не можем "пробовать"